ОТЕЧНИК,
составленный святителем
Игнатием Брянчаниновым
К предыдущей странице Оглавление К следующей странице
Авва Коприй - авва Ор
1. Поведал авва Пимен о авве Коприи: он достиг такого преуспеяния, что будучи болен и лежа неподвижно на постели, воссылал благодарение Богу за болезнь и постоянно отсекал свою волю. Приходившим к нему братиям он советовал переносить скорби с благодарением Бога, и говорил: блажен, кто переносит скорби с благодарением [1].
2. Однажды скитские братия собрались для рассуждения о Мелхиседеке; пригласить же авву Коприя в собрание свое позабыли. Спустя несколько времени они позвали его и предложили ему вопрос о Мелхиседеке. Коприй трижды положил руку на уста, говоря при каждом разе: горе тебе, Коприй! горе тебе, Коприй! горе тебе, Коприй! ты оставил делание, заповеданное тебе Богом, и исследываешь то, чего Он не требует от тебя. Братия, услышав это, разошлись по келлиям.
Авва Кир дал совет брату, боримому блудными помыслами и мечтаниями, убегать общества женщин и прилежнее заниматься молитвою.
Учащенная, внимательная молитва, при удалении от знакомства и свиданий с женщинами, есть средство сильное и действительное против блудной брани.
1. Брат спросил авву Ксоя: если я выпью три чаши вина, - не много ли этого? Авва отвечал: если нет диавола, то не много; если же он тут, то много. Вино - враг монахов, живущих по Богу.
Виноградное вино в жарких климатах имеет совсем иное значение, нежели в климате умеренном. В жарком климате употребление вина часто бывает необходимостию. Диавол понуждает употреблять вино для наслаждения и по прихоти. По этому признаку познается его присутствие и действие. От такого употребления вина проистекает многообразный вред, особливо возбуждаются страсти, блудная и гневная. Монаху дозволяется употребление вина только в случаях нужды. При представившейся нужде, должно обдумать, точно ли это - нужда? не прикрывается ли личиною нужды пожелание? По требованию истинной нужды монаху разрешается употребление вина умеренное, чтоб вино подействовало только на желудок, а никак не на голову.
2. Некоторый из отцов поведал о авве Ксое Фивейском следующее: Ходил он однажды на Синайскую гору. Возвращаясь оттуда, он встретился с братом, который, воздыхая, сказал ему: авва! страждем от бездождия. Старец отвечал: почему вы не молитесь и не просите Бога? Брат сказал: и молимся, и просим; но дождя
- нет. Видно вы молитесь не усердно, отвечал на это старец: хочешь ли увериться, что это так? С этими словами он простер руки к небу, начал молиться, и дождь пошел немедленно. Брат, увидев это, пришел в величайшее удивление, пал на лицо свое пред старцем, а старец очень поспешно удалился. О случившемся брат рассказал всем: все, слышавшие, прославили Бога [2].1. Сказал авва Лонгин: Как мертвец не ест: так и смиренный не может осудить человека, хотя бы даже видел его поклоняющимся кумирам [3].
2. Он сказал: Молчание приводит к плачу, а плач очищает ум и соделывает его безгрешным [4].
3. Авва Лонгин имел обильное умиление при совершаемых им молитве и псалмопении. Ученик его однажды сказал ему: таково ли духовное правило, чтоб инок всегда плакал при совершаемых им молитвах? Старец отвечал ему: истинно так, сын мой: таково правило, требуемое Богом. Бог сотворил человека не для плача, но для радости и веселия, чтоб он прославлял Бога чисто и безгрешно, как прославляют Его Ангелы; но человек, низвергшись в падение, понуждался в плаче. Где нет греха, там нет нужды в плаче [5].
4. Вопросил авва Лонгин, в новоначалии своем, авву Лукия о трех помыслах, сказав во-первых: "хочу быть странником". Старец отвечал: "если не удержишь языка твоего, то не возможешь быть странником, куда бы ты ни пошел". Потом сказал Лонгин: "хочу есть чрез день". На это отвечал старец Лукий: "сказал пророк Исаия: аще слячеши яко серп выю твою, ниже тако наречеши пост приятен? (Иса. 58, 5) Все внимание обрати на то, чтоб воздерживаться от порочных мыслей". В третьих сказал Лонгин: "хочу удалиться от человеков". Старец отвечал: "если прежде не приведешь себя в правильное настроение, пребывая между человеками: то не возможешь стяжать его, живя наедине" [6].
1. Авва Макарий Великий говаривал скитской братии, когда распускал собрание их: "убегайте, братия". Один из старцев сказал ему: отец! куда бежать нам далее этой пустыни? Тогда Макарий положил перст на уста свои и сказал: "этого убегайте". Сказав, он пошел в келлию, и, затворив двери, пребывал один [7].
2. Он сказал: Совершенство доставляется тем, когда не осуждаем никого, ниже в чем малейшем, а осуждаем только себя, и когда претерпеваем досаждения (оскорбления).
3. Он сказал: Если хочешь спастись, то будь мертв, не принимая ни бесчестия человеческого, ни чести (т. е. не сочувствуя им и не трогаясь ими) подобно мертвым, и возможешь спастись [8].
4. Говорили о авве Макарии, что он был как Бог земный: потому что как Бог покрывает мир, так и он покрывал недостатки братии, видя, как бы не видя, и слыша, как бы не слыша [9]
.5. Говорил авва Макарий: Истинный монах тот, кто во всем побеждает себя. Если, исправляя ближнего, движешься на гнев, то исполняешь свою страсть. Для спасения ближнего не должно губить себя [10].
6. Отцы Нитрийской горы послали к великому отцу Макарию в Скит (пустыня Скит была по соседству с пустынною горою Нитрийскою) с следующим приглашением: вместо того, чтоб подыматься к тебе всему иноческому населению горы, умоляем тебя придти к нам, чтоб мы увидели тебя прежде, нежели ты отойдешь ко Господу. Когда Макарий пришел в гору, стеклось к нему все многочисленное братство. Старцы просили его, чтоб он сказал назидательное слово братии. Он, прослезившись, сказал им: "братия! очи ваши
да испустят слезы прежде отшествия вашего туда, где слезы наши будут жечь наши тела". Все заплакали и, пав ниц, сказали: Отец, молись за нас [11].7. Авва Макарий Великий обрел в глубокой пустыне двух отшельников, достигших христианского совершенства и превосшедших естество, так что они даже не нуждались в одежде. Он спросил у них: как возмогу быть истинным монахом? Они отвечали: если человек не отречется от всего, принадлежащего миру, то он не может быть монахом. Святой Макарий сказал им: я немощен, и не могу проводить такого жительства, какое проводите вы. На это они отвечали: если ты немощен, то безмолвствуй в келлии твоей, оплакивая грехи твои.
8. Однажды, когда святой Макарий сидел в келлии своей, - предстал ему Ангел, посланный от Бога, и сказал: Макарий! не бойся нападения невидимых врагов, потому что наш благий Владыка не отступит от тебя и не престанет поддерживать тебя. Мужайся, укрепляйся, храбро побеждай начало и власти противные: но деланием твоим не превозносись, чтоб Божественная помощь не оставила тебя, чтоб ты не пал падением дивным. Блаженный Макарий отвечал, обливаясь слезами: Чем превозноситься мне, когда душа моя, подобно развратной блуднице, питается смрадом нечистых помышлений, приносимых бесами [12].
В такое глубокое смирение приведен был преподобный глубоким самовоззрением, которое доставлено было ему его умным деланием. В себе он увидел падение человека и его общение с демонами. Это духовное видение его изображено с необыкновенною ясностию, верностию и подробностию в его беседах.
9. Божественный Макарий от трудов постничества, от многих и различных браней имел измененным самое тело, которое походило на тень [13].
10. Однажды авва Макарий, ходя по пустыне, нашел лежавший на земле человеческий череп. Когда авва прикоснулся пальмовою палкою, которая была у него в руке, к черепу, - череп издал из себя голос. Старец сказал ему: кто ты? Череп отвечал: Я был жрецом идолопоклонников, которые жили в этом месте, а ты - авва Макарий, имеющий в себе Святого Духа Божия, когда, умилосердясь над теми, которые находятся в вечной муке, ты молишься о них, то они получают некоторое утешение. Старец спросил: в чем состоит это утешение? Череп отвечал: сколько отстоит небо от земли, настолько огня под ногами нашими и над нашими головами. Мы стоим посреди огня, и никто из нас не поставлен так, чтоб видел лицо ближнего своего. Тогда старец, обливаясь слезами, сказал: горе тому дню, в который родился человек, если только таково утешение в муке!
К этому старец присовокупил: есть ли мука, более тяжкая этой? Череп отвечал: ниже нас мука больше. Старец сказал: кто в ней? Череп: нам, не ведавшим Бога, оказывается хотя некоторое милосердие; но те, которые познали Бога и отреклись от Него, и не исполняли воли Его, находятся ниже нас. После этой беседы старец предал череп земле [14].Здесь указывается на отвержение деятельности по заповедям Евангелия, как на отречение от Христа.
11. Брат просил авву Макария сказать ему слово спасения. Старец сказал: должно убегать людей, пребывать в келлии, непрестанно плакать о грехах, воздерживать язык и чрево: это выше всех добродетелей [15].
12. Однажды авва Макарий, идя в Нитрийскую гору в сопровождении ученика своего, повелел этому ученику идти несколько впереди себя. Ученик, ушедши на некоторое расстояние вперед, повстречался с идольским жрецом, который куда-то очень спешил, неся большой отрубок дерева. Ученик воскликнул ему: куда бежишь, демон? Жрец, рассердившись, прибил его жестоко, оставил едва дышавшим, и снова поспешно продолжал путь свой. Прошедши немного, он встретился с блаженным Макарием, который приветствовал его так: здравствуй, трудолюбец, здравствуй! Жрец, удивившись, отвечал: что нашел ты во мне доброго, чтоб приветствовать меня? Старец сказал: сделал я тебе приветствие, потому что увидел тебя трудящимся и заботливо спешащим куда-то. Жрец на это: от приветствия твоего я пришел в умиление и понял, что ты - великий служитель Бога, напротив того другой, не знаю какой, окаянный монах, повстречавшись со мною, обругал меня; за то я и прибил его. С этими словами он пал к ногам Макария, обнял их и воскликнул: не оставлю тебя, доколе не сделаешь меня монахом. Они пошли вместе. Дошедши до того места, где лежал избитый монах, они подняли его и отнесли на руках в церковь, потому что он не мог идти. Братия горы, увидев, что жрец идольский идет вместе с блаженным Макарием, очень удивились этому. Жрец принял Христианство, а потом и монашество; наставленные примером его, многие из идолопоклонников обратились к Христианству. По этому случаю сказал авва Макарий: слово гордое и злое направляет к злу и добрых людей, а слово смиренное и благое обращает к добру и злых людей [16].
1. Сказал авва Матой: Предпочитаю правило легкое, но постоянно совершаемое, правилу трудному в начале, но скоро потом оставляемому [17].
2. Он сказал: Человек чем более приближается к Богу, тем более видит себя грешным [18].
3. Он говорил: Когда я был молод, то полагал, что делаю, может быть, что-либо доброе; теперь, состарившись, вижу, что не имею ни одного доброго дела
[19].1. Брат пришел в скит к отцу Моисею; и просил у него назидательного слова. Старец сказал ему: Поди, пребывай в твоей келлии, и келлия научит тебя всему [20].
2. Он сказал: Те из нас, которые были побеждены плотскою страстию, не обленимся приносить покаяние и оплакивать себя, прежде нежели постигнет плач, имеющий объять нас по причине осуждения нашего. Когда же плачем, не будем возвышать глас воздыхания, да не уведает шуица, что творит десница. Шуица есть тщеславие [21].
3. Брат спросил авву Моисея: что должен делать человек при всякой, случающейся с ним напасти или при нашествии всякого вражеского помышления? Старец отвечал: должен плакать пред благостию Божиею, чтоб она помогла ему, и вскоре ощутит спокойствие, если будет молиться разумно [22].
4. Брат вопросил авву Моисея: что помогает человеку во всяком труде его? - Старец сказал: Бог, потому что говорит Писание: Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело (Пс. 45, 2) [23].
5. И еще брат спросил: что происходит от пощения и бдения, совершаемых человеком? Старец сказал: они укрощают тело и смиряют душу, как говорит Писание: виждь смирение и труд мой, и остави вся грехи моя (Пс. 24, 18). Если душа принесет эти плоды: то Бог милует ее ради их [24].
6. Сказал старец: когда раб возложит укоризну на себя (обвинит себя) и скажет: я согрешил, - немедленно господин его милует его [25].
7. Сказал авва Моисей: Если будем внимательны к своим грехам, то не будем смотреть на грехи ближнего. Безумно - оставить своего мертвеца и идти плакать над мертвецом ближнего [26].
8. Он сказал: умереть для ближнего значит: ощущать грехи свои и не помышлять ни о ком другом, хорош ли он или худ. - Не делай никому зла и ни о ком не мысли зла в сердце твоем. Не презирай того, кто поступает худо. Не входи в общество с человеком, вредящим своему ближнему, и не радуйся с тем, который делает зло другому. Не укоряй никого, но говори: Бог знает каждого. Не соглашайся с клеветником, не забавляйся его злоречием; но и не питай ненависти к тому, кто поносит ближнего своего. Вот что значит
не осуждать, по Писанию: Не судите, да не судими будете (Мф. 7, 1). Не имей вражды ни с кем, и не питай вражды в сердце твоем, не ненавидь и того, кто враждует на ближнего своего. В этом то и состоит мир. Утешай себя тем, что труд - кратковременен, а упокоение за него вечно, по благодати Бога-Слова [27].Авва Мегефий говорил: Прежде, когда мы собирались друг к другу и беседовали о пользе душевной, укрепляя друга друга, - мы уподоблялись стройным полкам и восходили на небо. Ныне, когда собираемся, чтоб злословить друг друга, - мы нисходим во ад [28].
Сказал авва Нестерон великий: Старайся ежедневно представлять себя Богу чуждым греха. Молись Богу так, как бы ты видел Его: потому что Он точно видит тебя [29].
1. Сказал авва Ор ученику своему: Убегающий от вещества приближается к невещественному; собирающий же вещи отлучает себя от невещественного [30].
2. Авва Ор говорил: Венец монаха - смиренномудрие [31].
3. Авва Ор говаривал ученику своему Павлу: Наблюдай и наблюдай за собою, чтоб никогда не приносить чужих речей в эту келлию, то есть, в келлию, в которой безмолвствовал авва Ор. Существенно нужно для безмолвника по возможности совершенное уклонение от вмешательства, даже вниманием ума и участием сердца, в дела сего мира и в чужие дела [32].
4. Об авве Оре сказывали, что он никогда не лгал и не божился, никому не желал зла, и без крайней нужды не говорил [33]. Этого правила в поведении держались все святые иноки.
5. Авва Сисой сказал авве Ору: дай мне наставление. Авва Ор спросил его: имеешь ли ты доверенность ко мне? Авва Сисой отвечал: имею. Тогда авва Ор сказал ему: иди, исполни то, что видишь во мне. Что же я должен видеть в тебе, отец? спросил его авва Сисой. Старец сказал ему: я почитаю себя худшим всех людей [34].
6. Авва Ор говорил: Злословие есть смерть души [35].
7. Еще говорил: Какая бы ни постигла тебя скорбь, не обвиняй в ней никого, кроме себя, и говори: это случилось со мною за грехи мои [36].
[1] , [2] , [3] , [4] , [5] , [11] , [12] , [13] , [20] , [21] , [22] , [23] , [24] , [25] , [27] , [29] , [30] , [31] , [32] , [33] Алфавитный Патерик.
[6] Алфавитный Патерик. О отце Лонгине.
[7] , [8] , [9] Алфавитный Патерик. О преподобном Макарии Великом.
[10] Patrolog. pag. 775.
[14] Patrolog. pag. 1013.
[15] Patrolog. pag. 801.
[16] Patrolog. pag. 784.
[17] , [18] , [19] Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания о отце Матое.
[26] Достопамятные Сказания. Об авве Моисее гл. 16.
[28] , [34] , [35] , [36] Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания.