ОТЕЧНИК,
составленный святителем
Игнатием Брянчаниновым
К предыдущей странице Оглавление К следующей странице
Антоний Великий, 120-185
120. Если желаешь благоугодить Богу, - почти Христа. Он освободит и защитит тебя [1].
121. О добром деле, которое желаешь сделать, отнюдь не говори, - исполни его, не разгласив о нем предварительно [2].
122. Не люби похотений: любящего похотения свои, когда он просит чего у Бога, Бог не слушает [3].
123. Во всем наблюдай смирение: в наружности своей, в одеждах твоих, в сидении, стоянии, хождении, лежании, в келлии и принадлежностях ее. Во всем жительстве твоем усвой себе обычай нищеты; не тщеславься ни в речах твоих, ни в славословии и песнопениях, приносимых Богу; когда случится тебе быть с ближним твоим, - слова твои да не будут растворены хитростию, коварством и обманом [4].
124. Не обвини и не укори кого-либо необдуманно и поспешно: в этом - падение твое [5].125. Предваряй действия твои воспоминанием исшествия твоего из тела, и не забывай памятствования о вечном осуждении: поступая так, не согрешишь во веки [6].
126. Пустыня - удобное место для размышления о смерти, убежище от причин, возбуждающих плотские вожделения [7].
127. Употребляй простейшую пищу [8].
128. Ощутив гнев, тотчас отвергни его далеко от себя, чтоб радость твоя о Господе пребыла ненарушенною до конца. Умоляю, как юношей, так и старцев, чтоб они не дозволяли гневу обладать собою [9].
129. Мужество - не что иное, как пребывание в истине, при твердом противоборстве невидимым врагам: если будешь постоянно противоборствовать им, то они отойдут, исчезнут окончательно и никогда не возвратятся [10].
130. Будь мудр: молчанием загради уста клевещущих на тебя. Не оскорбись, если кто будет говорить худо о тебе: это - действие нечистейших духов, старающихся устраивать препятствия человеку к получению духовного разума [11].
131. Удали от себя ненависть, охраняй себя от вожделений твоих, равно как и от скверных помышлений [12].
132. Апостол Иоанн, соделавшись обителию Святого Духа, совмещает в следующем премудрейшем изречении человеческие вожделения в три подразделения: все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская (1 Ин. 2, 16). Похоть плотская - в насыщении чрева и во множестве разнообразных яств, чему по необходимости последуют осквернения сладострастием. Похоть очес - когда, по причине зрения, увлекаемся к совершению дел мира сего, или напечатлеваются в сердце нечистые образы. Гордость житейская - это тщеславие, которым наветуется наш дух и влечется к гибнущим и суетным попечениям [13].
133. Радуйся в искушениях, которые будут допущены тебе: при посредстве их приобретается духовный плод [14].
134. Не наслаждайся наслаждениями мира: иначе умрешь несчастною смертию [15].
135. Непрестанно бодрствуй над собою, чтоб не быть обольщенным и сведенным в заблуждение, чтоб тебе не впасть в леность и нерадение, чтоб не быть отверженным в будущем веке. Горе ленивым! приблизился конец их, и некому помочь им, нет им надежды спасения [16].
136. Ежедневно умирай, чтоб жить вечно: потому что боящийся Бога жив будет во веки [17].
137. Не забывай трудов, понесенных тобою ради добродетели, не впади в леность, чтоб не оказаться в последний час твой нерадивым и заблудшим с пути правого; но возлюби Господа до конца, чтоб наследовать милосердие [18].
138. Каждую ночь омывай ложе твое слезами, - обливай слезами рогозину, на которой спишь; смиряй себя пред Господом Иисусом Христом, чтоб Он простил тебе грехи твои, обновил тебя, даровал тебе силу к совершению добродетелей и, наконец, предоставил в наследство тебе бесконечное царство Свое.
139. Если брат придет к тебе, и откроет тебе свои помышления: то остерегись, не перескажи о них кому-либо; но помолись за брата и за себя, чтоб вы оба освободились от влияния греховного.
140. Предстой всегда в присутствии Бога в истине и правде.
141. Если отлучишься куда-либо из монастыря твоего, - старайся скорее возвратиться в него, чтоб продолжительное отсутствие не ослабило твоего молитвенного настроения.
142. Жительствующий в пустыне успокаивается от трояких борений, а именно: от тех, которые посреди мира стужают сердцу при посредстве ссор и тяжб, при посредстве слуха и при посредстве зрения.
143. Инок, желающий спастись, да не входит в свой мирской дом, да не живет в том городе, в котором согрешил. Да не дозволяет он себе свиданий с родителями и прочими ближайшими родственниками, потому что от этого зарождается повреждение в душе и утрачивается плод жизни [19].144. Не дозволь себе разделить трапезы с женщиною, и никак не сведи близкого знакомства с отроком [20].
145. Будучи здоров, не разрешай пояса твоего [21].
Древние иноки так строго бодрствовали над собою, что даже ложились на одр для краткого отдохновения одетыми и препоясанными (Лук. 12, 35). Этот обычай сохраняется поныне в некоторых монастырях Афона.
146. Не возьмись за руку ближнего твоего, и не прикоснись к коленям его [22].
147. Не дозволь себе нарушить Божественной заповеди ради дружбы человеческой [23].
148. Тщательно прилежи чтению Писания: это извлечет тебя из порочной жизни [24].
149. Безмолвствуя в келлии твоей, занимайся рукоделием; при том не оставляй моления именем Господа Иисуса. Обращай это имя во уме твоем, поучайся ему в сердце, восхваляй языком, говори: Господи Иисусе Христе, помилуй меня. Также: Господи Иисусе Христе, помоги мне. Также: славословлю Тебя, Господь мой, Иисус Христос
[25].150. Возлюби труд: он, в соединении с постом, молитвою и бдением, освободит тебя от всех скверн. Телесный труд доставляет сердцу чистоту; чистота сердца служит причиною того, что душа приносит плод [26].
151. Отнюдь не суди ни о ком, но пребывай в плаче о грехах твоих [27].
152. Остерегись рассердиться на кого-либо, - прощай всем [28].
153. Прочь - ложь! она изженет из тебя страх Божий [29].
154. Удали от себя греховные помышления, и предай себя Богу, Который защитит тебя десницею Своею [30].
155. Не открывай помышлений своих всем, чтоб не ввести брата твоего в соблазн [31].
156. Люби смирение; оно покроет все грехи твои [32].
157. Не будь непослушен. Иначе соделаешься орудием и сосудом всех зол и всякого нечестия [33].
158. Имей постоянным залогом в сердце твоем послушание отцу твоему, и будет обитать в тебе страх Божий [34].
159. Не злословь брата твоего, хотя бы ты видел его преступающим все заповеди. Иначе сам впадешь в руки врагов твоих [35].
160. Преждесодеянных грехов не укрепляй в душе твоей размышлением о них, чтоб они не возобновились в тебе. Будь уверен, что они прощены тебе с того времени, как ты предал себя Богу и покаянию. В этом не сомневайся [36].
161. Не считай себя ученым и премудрым: иначе погибнет труд твой, и корабль твой совершит тщетное плавание [37].
162. Приучись, чтоб язык твой говорил при всех встречающихся случаях, всегда, во всякое время, всем братиям и Самому всевышнему Богу: прости меня. Если будешь всегда говорить: прости меня, - стяжешь смирение [38].
163. Не осуждай никого, чтоб не отступил от тебя страх Божий и ты не был предан в руки невидимых врагов [39].
164. Вожделений твоих и удовольствий сего мира, которым ты предавался во время нерадивой жизни твоей, не вспоминай и не говори о них. Не скажи: я сделал то и то, я преступил ту и ту заповедь. Это послужит тебе во вред [40].
165. Безмолвствуя в келлии, прилежи к следующим трем занятиям: к чтению писания, к молитве и к рукоделию [41].
166. Непрестанно и тщательно пребывай в покаянии; ни одной минуты не приноси в жертву лености [42].
167. Смиренно и со слезами проси отца твоего, не стыдясь это делать, чтоб он поучил тебя тому, чего ты не знаешь [43].
168. При наступлении каждого дня устраивай себя так, как бы этот день был последним в твоей земной жизни, и сохранишь себя от грехов [44].
169. Знай: смирение состоит в том, чтоб ты признавал всех человеков лучшими тебя и был удостоверен в душе твоей, что ты более всех обременен грехами. Главу твою держи опущенною, и язык твой да будет всегда готов сказать укоряющему тебя: владыко мой! прости меня. Предметом же постоянного размышления твоего да будет смерть [45].
170. О делах мира сего отнюдь не говори [46].
171. Похотений и желаний твоих не исполняй [47].
172. Отжени от себя гордость; ближнего твоего и всех человек признавай лучшими тебя [48].
173. Грех, соделанный тобою, не скрой от духовного отца твоего [49].
174. Пустых слов не произноси, и не слушай произносящего пустые слова, чтоб ими не запечатлелась душа твоя [50].
175. Убегай стремления к собранию имущества, убегай непокорности. Еще более убегай объедения, чтоб не увязнуть в сети плотского вожделения: объедением отъемлется страх Божий у сердца и благообразие скромности у лица: подвижник подчиняется постыдным и скверным страстям, ум отчуждается от Бога [51].
176. Не тщеславься. Не обращай в сердце хвастливых мыслей, не произноси хвастливых слов: я сделал то и то, я понес такие и такие трудности, я не обеспокоил и не потревожил никого. Всем этим вводится тщеславие, и тот, кто заражен такими и подобными помышлениями, соделался жилищем диавола и нечистых духов [52].
177. Помышления твои всегда да вращаются в Божественных заповедях; исполнять их старайся всеми силами, не упускай ни одной из них [53].
178. Не порицай никого из смертных, чтоб молитвы твои не соделались мерзостными пред Богом [54].
179. От шуток и от препровождения времени в смехословии и забавах всячески остерегайся [55].
180. Если будешь постоянно и тщательно заниматься чтением Писаний и исполнять заповеди, то милосердие Божие будет неотлучно с тобою [56].
181. Пребывай всегда в плаче и слезах: Бог умилосердится над тобою и облегчит все скорби твои [57].
182. Ненавидь все мирское и удаляй от себя. Будь уверен, что оно изгоняет нас от лица Божия на дальнейшее расстояние [58].
183. Люби труд, подчиняй себя всем, имей уста заключенными, и стяжешь смирение: истинное смирение доставляет человеку прощение всех грехов его [59].
184. Знаю монахов, которые после многих трудов пали и обезумели, потому что надеялись на свои дела и презрели заповедь Того, Кто сказал: вопроси отца твоего, и возвестит тебе (Втор. 32, 7) [60].
185. Подобает юному монаху совещаться с старцем о каждом шаге, который он делает даже в своей келлии, о каждой капле воды, которую он выпивает: говорю это потому, что знаю некоторых монахов, низвергшихся в падение именно от того, что признавали себя угождающими Богу. Если тебе будет что повелено, согласно с заповедями Господа Бога нашего, - соблюди и исполни это с тщательностию, чтоб совершалось над вами сказанное Апостолом: повинущеся друг другу в страсе Божии (Еф. 5, 21). Напротив того, если будет приказано что-либо противное Божественным заповеданиям, тогда должно отвечать приказывающему: повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком (Деян. 5, 29); аще праведно есть пред Богом вас послушати паче, нежели Бога, судите (Деян. 4, 19). Будем помнить слова Господа: овцы Мои по чуждем не идут, но бежат от него, яко не знают чуждаго гласа (Ин. 10, 5). Подобно этому небесный Павел увещевает нас и говорит: аще мы, или Ангел с небесе, или кто бы ни был другой, благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал. 1, 8-9). Не примите его [61].
[1] , [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]Patrologiae Graecae, Tomus XL, pagina 1077.
[11] , [12], [13], [14], [15], [16], [17], [18]Patrologiae Graecae, Tomus XL, pagina 1078.
[19] , [20], [21], [22], [23], [24], [25], [26], [27], [28], [29], [30], [31], [32] Patrologiae Graecae, Tomus XL, pagina 1080.
[33] , [34], [35], [36], [37], [38], [39], [40], [41], [42], [43], [44], [45], [46], [47], [48], [49], [50], [51] Patrologiae Graecae, Tomus XL, pagina 1081.
[52] , [53], [54], [55], [56], [57], [58], [59] Patrologiae Graecae, Tomus XL, pagina 1082.
[60] Достопамятные Сказания, гл. 37.
[61] Patrologiae Graecae, Tomus XL, pagina 1082 и 1083.
К предыдущей странице Оглавление К следующей странице