ГЛАВА 13.
О ТРЕТЬЕЙ СТЕПЕНИ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ.
И вот мы, с Божиею помопцю, опять дошли до сердечной Иисусовой молитвы, откуда и началась наша беседа, когда да сидели на высотах гор. О действиях ея и о плодах там было говорено не мало. Теперь разве немного нужно поговорить о ея производстве. У святых Отец она называется умно-сердечною или же просто сердечною,- и они действительно не находят слов, чтобы восхвалять ея достоинство. Нил Сорский говорит о ней, что она есть источник всякаго добра, и, как сады напояваются водою, так она напоявает душу духовною полнотою. Всё Священное Писание Ветхаго и Новаго завета, все писания св. Отец, преподобных подвижников благочестия, своею последнею целию имеют именно сердечное соединение человека с Богом. Это крайняя степень желаний нашего богоподобнаго, безсмертнаго духа, которому так же естественно и свойственно стремится к Богу - Источнику своего бытия,- Иже и даде его, как телам вещественнаго мира тяготеть к центру Земли. Это та неудержимая, пламенная и ненасытимая жажда причастия Божия, которая томит сердце праведника в течении всей его жизни земной и которую так восторженно воспел Божественный псалмопевец (в псалмах 42, 63 и 143) и во многих других, и сие неудержимое стремление наше к Богу основывается и зависит от того, что дух наш родствен Богу и есть дыхание Его Божественных Творческих уст. Поэтому какая близость между дыханием и дышущим, такая же,- говорит Святитель Московский Филарет,- близость должна быть между Богом и нами. И как человек в естественном своём состоянии необходимо нуждается в пище и питии, принимая которые бывает здрав и способен на дела свои, так и в духовной жизни, когда чувствует в себе стремление и движение к Божеству, которое не иначе выражается, как только в молитве. И потому она есть самым делом восхождение к Богу; степени ея возвышения,- суть ступени приближения к Господу.
Без молитвы соединиться с Богом невозможно, а без этого соединения и наше спасение сомнительно, потому что естественная природа духа есть влечение к Божеству; удерживая эти духовную стремительность, мы движем всю свою духовную жизнь в безсодержательности и просто сказать в пустоте и разсеянности. А это что за жизнь?... Один только ея призрак. И истинная жизнь наша, в ея высоком значении, состоит именно в соединении сердца нашего с Богом, в Котором находится безпредельная полнота всех духовных совершенств.
И Он же есть Источник жизни для всякой твари. Только в этом соединении безсмертный дух наш получает всецелое удовлетворение, котораго напрасно ищем в вещах мира сего, яко суетных.
Если высшее блаженство будущей жизни - по разуму церковных Учителей - будет созерцание Бога лицом к лицу и ближайшее, доступное для твари, единение с Богом или близость к Нему, то внутренняя молитва именем Господа Иисуса Христа есть к тому не только подготовка, но и предварительное вступление.
Есть то, о чём говорит св. Апостол: "ныне видим Господа, якоже зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу. Ныне разумеем отчасти" (1 Кор.13:12).
Потому-то и говорится, что только соединение человека с Богом может удовлетворить коренным существенным потребностям человека и утолить его желание, ничем земным ненасыщаемое.
Производство этой третьей степени молитвы действуется во внутреннейшей и глубочайшей стороне нашей духовной природы - именно в духе, который, проницая своим содержанием душевное чувство или сердце, делает всего человека духовным. От этого она и называется по преимуществу внутреннею молитвою и есть принадлежность далеко не многих людей.
Первыя две степени молитвы не престают и здесь; но только их действие как бы подавляется, утончевается и одуховляется. Молитва совлекается от своих внешних одежд - на первой степени от телесной (от разных занятий), на второй от душевной (помыслов), и чистою входит в духовный сердечный храм, для духовнаго служения Господу Богу, как и священник, входя в алтарь для Богослужения, снимает своя обычныя одежды и облекается в священныя, так и здесь - слово престает, а ум, облекшись во всеоружие силы и ревности о Бозе Спас Своем и препоясавшись чистотою и святынею, стоит грозным воителем при дверях сердца, страхом и ужасом поражая всю сопротивнию силу, как говорит Божественный Давид: "воззре око мое на врази моя" (Пс.91:12). И ещё: "возглаголю врагом моим во вратах (сердца моего)" (Пс. 126:5).
Собственно говоря, молитвенное действие одно, но на первой степени оно находится в области телесной, земной, чувственной, в которой пребывает вся видимая природа; на второй она переходит в мысленную часть души и по всему есть душевная, ещё духа неимущая, содержащаяся в разсудочной сил души.
Но всякому видно, что на этих степенях молитвы наша Служба Господу есть внешняя, так как ещё совсем не затронута духовная, высшая сторона души, сущая в сердце.
И если где, то именно здесь, на переходе от внешняго ко внутреннему, от материи к духу и бывает так называемая на нашем язык "прелесть". Сюда относятся все строгия запрещения святых Отцев - не искать прежде времени сердечнаго места, которое в своё ему время открывается не иначе, как только Перстом Божиим. А с нашей стороны требуется только добросовестный труд - в первых двух степенях молитвы, в не