ГЛАВА 24.
О ЧУВСТВЕ БОЖИЯ БЫТИЯ, ВЛОЖЕННОМ В ДУШУ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ.
Для уверения в бытии Божием мы имеем не в теле, а в духе особеннейшее чувство - сердце, посредством котораго мы можем чувствовать Божество, ощущая являемую Им присносущную силу и удостоверение этого чувства в бытии Божием не менее осязательно и убедительно, чем удостоверение чувств внешних в бытии чувственных предметов".
Основа для веры в бытие Божие не даётся наблюдениями и опытом, и не есть дело мыслительнаго процесса, а положена Самим Богом в глубине духа человеческаго и заключается в прирождённом ему чувстве Божества, естественно возникающем в нём из родственнаго влечения его Богоподобной природы к природе Божественной. Будучи в существе своём единичным, как единичен и Тот высочайший Предмет, который влечёт его к себе, это чувство Божественнаго в то же время является тройственным, быв разсматриваемо с трёх разных сторон: со стороны теоретической оно являет себя как чувство или сознание бытия Божия вообще; с нравственной - как чувство нравственно-обязательных отношений к Богу, и, наконец, с религиозной, как чувство внутренняго религиознаго союза с Богом".
"В этом-то тройственном чувстве Божественнаго, называемом нами обыкновенно идеею Бога, и заключается тот несомненный залог уверенности в бытии Божием, который всегда носит в себе наш дух и в котором он всегда имеет неумолкаемое и неложное свидетельство в пользу этой истины".
"Но религиозное чувство являет только самую сокровенную, внутреннейшую, глубочайшую сторону сокрытой в духе идеи Бога. Это Божественное семя в нас сокрыто глубже всего. Оно делает человека способным к непосредственному общению и единению с Богом, к чему он призван по самой своей Богоподобной природе. Оно есть источник нравственности и высший просветитель науки, первоначальный источник высших откровений естественнаго ума и благороднейших стремлений; производительная сила для человеческих знаний и для всего добраго и прекраснаго в круге нравственных отношений.
Без присутствия в нас этого источника нравственнаго инстинкта, мы не стремились бы к осуществлению в жизни добраго и справедливаго, не сознавали бы нравственнаго порядка, не имели бы совести, не были бы людьми. Оно есть всеобщее начало науки и жизни. Это есть то чувство, из котораго рождается религия; им обнимается весь человек по своей разумно-нравственной духовной природе по той стороне своей, которою он тяготеет к Небу и вечности, которою он постоянно возвышается над миром материи
.Из этого источника вытекают наши религиозныя потребности. Это чувство есть голос Богоподобной природы души человека, выражения ея стремления к Виновнику своего бытия и ея господства над природою, начало ея отправления от мира явлений в царство духа. Это чувство, насаждённое во внутреннейшем святилище нашего существа, есть источник вечнаго влечения нашего к Источнику жизни.
Что касается присущих нашему уму идей конечных, то их происхождение объясняется легко и само собою: действием на дух наш тех конечных предметов, которым соответствуют их образы, составляющие содержание этих идей. Но кроме них, мы ясно и раздельно отличаем в духе нашем одну особеннейшую идею, стоящую безконечно выше их по своему содержанию - идею безконечнаго и всесовершеннейшаго Существа. - Откуда же она произошла и где достаточная причина ея? Такою причиною для нея не могут быть все вне нас существующее конечные предметы, потому что они безконечно ниже и меньше того, что выражается в ея содержании.
Не может быть причиною для неё и дух наш, потому что и он несравненно ниже и меньше того, что отображается в этой идее
; здесь образ Существа безконечнаго, а он - существо конечное. Необходимо, следовательно, допустить, что причиною присущей нам идеи безконечнаго есть существо отличное от всего конечнаго, высшее природы и духа - такое существо, которое, соответственно тому, что выражается о нём в этой идее, есть безконечное и всесовершеннейшее и, следовательно, по самой природе своей, необходимо существующее так, что небытие Его вовсе немыслимо.