ГЛАВА 27.
О ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ВАЖНОСТИ И НИЧЕМ НЕЗАМЕНИМОСТИ В ДЕЛЕ НАШЕГО ВЕЧНАГО СПАСЕНИЯ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ, И ВМЕСТЕ О ВЕЛИЧАЙШЕЙ ДУХОВНОЙ СИЛЕ, В НЕЙ СОКРЫТОЙ, А ПОТОМУ И О НЕИЗБЕЖНОЙ НУЖДЕ В НЕЙ ДЛЯ ВСЕХ НАС.
Было разсуждение между нами - пустынниками Кавказских гор - о том, почему в писаниях Святых Отцев учение о молитве составляет главное и коренное учение.
Говоря о многих и различных предметах, существенно необходимых ко спасению, они дают им значение второстепенное - вообще подготовительное; но говоря о молитве, называют её окончанием всех подвигов и покоем в Боге.
Так святого Исаака - отца и наставника пустынников - иногда спрашивали ученики: "когда человеку можно узнать, что он достиг полнаго совершенства"?
Святый отец отвечал: "когда достигнет ко непрестанной молитве, тогда он делается жилищем Святаго Духа, и, по слову Писания, не к тому себе живет, но живет в нем Христос" (Гал.2:20). Он, Господь Иисус Христос, составляет внутреннюю силу, корень и державу всякой нашей молитве, возносимой от Земли на Небо.
Учение святых Отцев истинно и свято ибо основано на Священном Писании, проверено и утверждено опытами целой жизни. Это есть драгоценное наследие, оставленное нам великими Отцами и подвижниками благочестия, которые трудами и потом проходили стези, исполненныя крови, и оставили нам в руководство неоценённое благо, заключённое в их святых писаниях. Проницая в самыя глубины духовной жизни, они весьма хорошо видели и разумели - в чём состоит самая сущность, сила и корень духовной жизни, и охотно постарались передать это чрез писания нам - своим потомкам.
Действительно, несть иного имени под Небесем, данного человеком, о нем подобает спастися нам (Деян.4:12) и кроме Господа Иисуса Христа несть духовной жизни. Как Солнце озаряет всю Вселенную, производя повсюду радость, жизнь и довольство, так и Господь Иисус Христос всё содержит, питает, живит и радует. По слову святаго Апостола, носит всяческая глаголом силы Своея (Евр.1:3). Без Него ни единаго мгновения, ни одна тварь не может жить ни в духовном мире, ни в телесном. В Нём жизнь всего сущаго и спасительный свет человекам. И если бы Он на едино мгновение отвлёк от твари Свою всемогущую, всезиждительнию силу, то она тотчас бы обратилась в ничтожество, из котораго и произошла. По этому-то и нужно Сию самосущую жизнь и Самый Источник жизни вселить в сердце своё и тогда человек не умрёт во веки, соединён будучи с Саможивотом.
Потому, можно сказать, что молитва Иисусова, то есть молитва именем Господа Иисуса Христа, по достоинству своему и важности и по силе, в ней заключённой, безспорно имеет величайшую силу и значение. Всё Христианское Богопочтение совмещается в имени Иисус Христовом, Которое поэтому и называется "ей и аминь", как совершитель всех молитв, возносимых от Земли на Небо. И не только сие, но даже всё, что относится к области молитвы: прошения, благодарения, славословия, сердечныя воздыхания, вера, надежда, любовь - словом: всё содержание духовной жизни совмещается в имени Господа Иисуса Христа - всемогущаго Бога и Сына Божия, Спасителя нашего, Он есть Начальник нашего спасения и единственная дверь в вечную жизнь (Ин.10:9).
Нельзя молиться к Отцу Небесному, помимо Ходатая нашего Господа Иисуса Христа, и нельзя ожидать получения и приятия Святого Духа, если не по ходатайству Сына Божия, как и говорит Он своим ученикам: Аз умолю Отца и даст вам другого Утешителя (Ин.14:16). Един Ходатай Богу за человеки, чееловек Христос Иисус (1 Тим. 2:5).
Вот именно в этом-то отношении, то есть к таинству нашего спасения, мы имеем первую и необходимую нужду приносить свою молитву первоначально к Сыну Божию, как к своему Спасителю, Ходатаю и Искупителю. Он молится вместе с нами, как человек, ибо написано: и бысть в подвизе, прилежно моляшеся, и бысть пот Его, яко капли крови, каплющия на Землю (Лк. 22:44). И Святому Апостолу Петру говорит: "Аз же молихся о тебе" (Лк.22:32) и ещё говорит Апостолам: Аз умолю Отца (Ин.14:16). И вместе и приемлет наши молитвы, яко Бог, седяй в неприступной славе Своего Божества - на престоле высоце и превознесение, и Серафимы окрест Его. Он принял наше естество в единство Своей Божественной Ипостаси, и является новым родоначальником всего человеческаго рода.
Апостол говорит: якоже о Адаме вси умирают, тако о Христе вси оживут (1 Кор. 15:22). Поэтому, кто не во Христе, а помимо Него хочет устраивать своё спасение, тот, вместо спасения, найдёт себе неизбежную пагубу.
Необходимость иметь общение или же единение с Сыном Божиим видно из того, что в Нём, по слову Апостола, вечная жизнь; а потому Он и называется Жизнодавец, Податель вечной жизни.
Но чтобы поддерживать постоянное общение с Господом Иисусом Христом и иметь непрестающую память Божию, дабы чрез это иметь в Нём причастие вечной жизни, для этого, без сомнения, Самому Господу Богу благоугодно было открыть рабам Своим и научить их таинству непрестанной молитвы - Его пресвятейшим именем, которую, по ея краткости, можно читать во всякое время, при всяком занятии и на всяком месте,- и тем непрерывно поддерживать своё внутреннее общение со Христом Господом. Молитва сия совмещает в себе всё исповедание Христианской веры, и всю сущность Евангелия; теснейшим образом соединяет нас с Господом Иисусом Христом и в Нём делает нас причастниками вечнаго живота; очищает наш ум от суетных помыслов и делает его чистым, как Небесный свет, освящает сердце, делает его вместилищем Божества, от чего человек и делается Богоносцем.
Говорим только о молитве именем Господа Иисуса Христа, чтобы показать ея совершенную необходимость в деле нашего вечнаго спасения, как о ближайшем способе единения наших душ с Сыном Божиим, в Котором всегда была и есть жизнь всего сущаго, а чрез Него с Богом Отцем и Святым Духом, но не о том, что вообще нужно человку для его вечнаго спасения. К чему, то есть обязывает нас Христианская наша и святая вера, учение Христа Спасителя, уставы Святыя Церкви и прочее.
Предполагается, что всё это уже необходимо есть у тех, кои желают войти в подвиг непрестанной молитвы именем Христа Иисуса.
В книге: "Невидимая брань" Епископ Феофан в слове о молитве даёт такое свидетельство достоинству Иисусовой молитвы:
"С самаго древняго времени очень многими избираема была молитовка: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Видим указание на неё у святого Ефрема, святого Златоуста, святого Исаака Сирианина, святого Исихия, святого Варсонофия и Иоанна и святого Лествичника. Потом она, всё более и более обобщаясь, уста всех исполнять стала, и вошла даже в устав церковный, где предлагается взамен всех молитвословий домашних и всех служб церковных. У нас потому она из кратких молитв преимущественно и находится в употреблении. Ей потрудися навыкнуть и ты.
Молитва сия названа Иисусовой потому, что обращается к Господу Иисусу, и есть по составу своему словесная, как и всякая другая краткая молитовка.
Умною же она бывает и называться должна, когда возносится не одним словом, но и умом и сердцем, с сознанием ея содержания и чувствованием, и особенно, когда чрез долгое со вниманием употребление, так сливается с движением духа, что они одни и присущими видятся внутри, а слов как бы нет. Всякая короткая молитовка может взойти на эту степень. Иисусовой молитве принадлежит преимущество, потому что она с Господом Иисусом сочетавает душу, а Господь Иисус есть единственная дверь к Богообщению, к снисканию котораго и стремится молитва. Ибо Он Сам сказал: никтоже приидет ко Отцу - токмо Мною (Ин.14:6).
Посему, стяжавший её, усвояет себе всю силу воплощеннаго домостроительства, в чём и есть наше спасение.
Слыша сие, ты не удивишься - почему ревнители о спасении не жалели труда, стараясь навыкнуть сей молитве и усвоить себе силу ея. Возьми с них пример себе и ты".
Но разберём состав и свойство Иисусовой молитвы и увидим, как она вполне удовлетворяет всем потребностям нашей духовно-нравственной природы и ея религиозному чувству.
Прежде всего здесь мы называем своего Спасителя Господом. А имя сие, как известно, есть одно из имён Живоначальныя и Пресвятыя Троицы и, стало быть, называя Его Господом, признаём Его Богом, единосущным Отцу и Святому Духу. Второе слово в сей молитве есть "Иисусе". А слово Иисус, по изъяснению Архистратига Гавриила, означает Спасителя. Произнося сие слово исповедуем Сына Божия своим Спасите-лем, Который пришёл в мир грешныя спасти.
Потом мы говорим "Христе", и тем исповедуем Его тройственное служение нашему спасению в качестве помазаннаго Царя, Первосвященника и Пророка, ибо Христос - значит Помазанник. Древле помазались цари, первосвященники и пророки. И Спаситель наш, в чрезвычайной мере был помазан, по Своему человеческому естеству Духом Святым так, что в высшей степени имеет ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя. Дальнейшими словами: "Сыне Божий" исповедуем Его превечное раждение от Отца, свойство единственно Ему единому принадлежащее и отличающее Его от прочих Лиц Святыя Троицы. За исповедание Господа Сыном Божиим, Господь ублажил Апостола Петра, изъясняя, что то открыл ему Отец Небесный. Затем говорим "помилуй нас". И тем исповедуем своё падение, признаём Господа Иисуса своим Спасителем, просим у Него помилования. А в этом и состоит сущность Евангельскаго учения; именно, что мы согрешили и пришёл Спаситель с неба, чтобы спасти нас.
И так для того, чтобы быть спасённым от вечной смерти, прежде всего нужно веровать в Господа Иисуса Христа, что Он есть наш единственный Спаситель, и что, помимо Него, нет нам никакого средства ко спасению. Нужно содержать непреложную уверенность, что Он есть истинный Бог и Сын Божий, нас ради человек и нашего ради спасения, сошёл с Небес и всё прочее, что говорится в Символе Веры; принять Его учение, исполнять Его святыя заповеди, причащаться Его честнаго Тела и Пречистыя Крови в таинстве Евхаристии, и Святейшее Имя Его, "еже паче всякого имени" постоянно носить в уме, устах же и сердце; удобным средством к чему служит Иисусова молитва, которая и есть память Божия; она держит человека в соединении со дрожайшим Искупителем - Божественной силы и даёт возможность исполнять Божии заповеди.
Ещё возражают: "почему же вы утверждаете, что нужно всего более молиться именно Иисусовой молитвою, то есть именем Господа Иисуса Христа, а не теми молитвами, кои составлены святыми Отцами, и преподаны Святою Церковию в употребление верным чадам Ея к вечному их спасению? Да и кроме того, читаем в житиях святых, что многие из них молились вовсе не этою молитвою. Святой Иоанн Кассиян сообщает, что в Египте, в его время, между всеми монахами была во всеобщем употреблении сия наикратчайшая молитва: Боже, в помощь мою вонми (Пс.69:2).
Про великаго Иоанникия пишется, что его постоянною молитвою была сия: упование мое - Отец, прибежище мое - Сын, покров мой - Дух Святый.
Исаак Сирский сообщает, что он знал подвижника, который молился так: "Аз яко человек согрешил, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя", или другой подвижник, качая головою говорит - конечно в молитвенном расположении духа: "что-то будет!?..."
На всё сие ответ такой: молитесь, кто как может; ибо существо молитвы не в словах, а в том, чтобы сердечное чувство души, в котором идёт и держится вся наша жизнь, соединить с Господом - Источником вечной жизни. Нужно только знать, что прежде всего необходимо нам соединиться своим внутренним существом или душею своею непременно с Сыном Божиим - Спасителем нашим, потому что в деле спасения нашего, Искупитель наш Иисус Христос является к нам ближе; только чрез Него мы и можем иметь доступ к Отцу Небесному и за Его заслуги подаётся нам Дух Святый. Потому и молитва наша должна быть первее всего к Нему, и мы имеем нужду и заповедь святого Апостола: верою вселить Христа в сердце (Еф.3:17).
Но здесь может кто-либо сказать: видишь,- "вселить Христа в сердце нужно верою, а не молитвою, как вы утверждаете!?".
Знать нужно, что в понятие молитвы вера входит, как существенная часть, в ней заключается и вместе с нею идёт к одной цели, которая и там и здесь одна - именно: "живое и таинственное соединение человека с Богом". Это определение одинаково принадлежит и вере и молитве. В вере имется движение вперёд - к предмету веруемому; а это движение и выражается молитвою или и есть самая молитва. Отсюда же происходит и молитва веры.
Веровах,- говорит Пророк,- темже глаголах (Пс. 115:1). Молитва без веры есть ничто - сеяние на камень. Верую в истиннаго Бога и веру свою выражаю стремлением к Нему, которое и может быть только чрез молитву, а потому и молюсь Ему, чая этим сподобиться Его милости. Молитва, по учению святых отец, называется материю всех добродетелей, поэтому в числе своих чад необходимо имеется и вера - яко первородная дщерь ея.
А что, повидимому, молились святые и угодники Божии другими молитвами, то это вовсе не может служить нам благовидным предлогом и причиною уклонения от обязанности непрестанной Иисусовой молитвы, потому что нет ни одной молитвы, которая могла бы исключать присутствие Сына Божия, яко единаго от Святыя Троицы; и нет такой молитвы, в которой бы не присутствовал Он - един Ходатай Богу за человеки, Господь Иисус Христос. Есть молитвы к Отцу Небесному и Святому Духу, а более всего к Сыну Божию.
Но во всех молитвах, возносимых от Земли на Небо, Он есть Посредник, Ходатай и Примиритель, и потому всякая молитва, не во имя Его делаемая, должна быть суетна и безплодна, потому что Он составляет ея внутреннюю силу, хотя бы для чувственнаго слуха и не слышалось Его пресвятейшее имя.
Без Него недейственна никакая наша молитва - ни к Отцу Небесному, ни к Духу Святому.
Один только Он отверзает вход нашим молитвам к престолу благодати, яко Посредник между Богом и нами, яко Примиритель наш и Спаситель.
Отсюда необходимо вытекает такое заключение, что ничего не теряет в своём духовном приобретении, по внутреннему приближению к Богу тот, кто молится общими молитвами Святой Церкви с должным, конечно, вниманием, благоговением и правильным отношением своего ума и сердца к Богу и ко всему, что изложено в молитвах; равно и тот, кто исключительно всё своё молитвенное упражнение производит Иисусовою молитвою, непрестанно читая её днём и ночью, не должен надеятся на какое-нибудь преимущество, потому что сила того и другого моления состоит в одном, чтобы внутреннее чувство души соединить с Господом Иисусом Христом, предварительно очистивши его слезами покаяния, смирением и сознанием неизбежной нужды нашего единения с Господом.
Но дело в том, что при чтении продолжительных молитв, является немалая трудность, но причине многих предметов, там содержащихся, иметь ум свой единично прилепленным к Господу Иисусу, потому что разнообразие предметов держит его на себе, что в свою очередь, даёт врагу не малую возможность всевать в ум молящагося и свои помыслы. Молитва же Иисусова, будучи чужда всего этого, прямо и непосредственно обращает всё наше внутреннее существо ко Господу Иисусу Христу и тем даёт нам легчайший способ единения с Ним, а врагу там уже нет места, чтобы сеять свои плевелы.
В доказательство сему можно привести учение святого Григория Синаита. Он делает вопрос: "Откуда это различие, что одни учат много петь псалмов, другие - мало, третьи совсем не петь!!!"
Ответ: разрешение сего вопроса таково: которые деятельною жизнию, чрез многие труды и в долгие годы обрели действа благодати, те как сами научились сему, так и других учат. Они не верят тем, кои говорят о себе, что по милости Божией, достигли сего в короткое время - тёплою верою, как говорит святой Исаак, и порицают таковых, будучи окрадаемы неведением и самомнением, других уверяют, что, если что бывает иначе, чем у них, то оно прелесть есть, а не действо благодати.
Не ведают они, яко удобно есть пред очами Господними внезапу обогатити нищаго (Сир.11:21).
Укоряет и Апостол тогдашних учеников, яко неведующих благодати, говоря: "или не знаете себя, яко Иисус Христос в вас есть? Разве точию чем не искусни есте" (2 Кор. 13:5), то есть - за леность вашу непреуспеятельны".
Почему таковые и дивных свойств молитвы, действом Духа Святаго производимых в некиих, не приемлют, не признают за истинныя, по причине неверия и высокомудрия.
Деланий много, но они частны; сердечная же молитва велика и всеобъемлюща, как источник добродетелей, по Лествичнику (пункт 1, о молитве), потому что ею стяжавается всякое благо. Святой Максим говорит: "нет ничего страшнее помышления о смерти и велелепнее памяти о Боге", показывая превосходство сего дела. Некоторые же в нынешнее время даже и слышать не хотят: есть ли благодать, будучи, по великому нечувствию и невежеству, ослеплены и маловерны.
Добре также творят и те, кои совсем не держат псалмопения, если они преуспевают. Таковые не имеют нужды в псалмопении, но должны пребывать в молчании, непрестанной молитве и созерцании, если достигли просвещения.
Ибо они с Богом соединены и не должны отторгать ум свой от Него и ввергать его в смущение или в толпу помыслов.
Святой Лествичник говорит, что "для послушника (живущаго в братстве) падете - есть своей воли следование; а для безмолвника падение - молитвы оставление или пресечение. Ибо ум таковых прелюбы творит, когда отступает от памяти Божией, как от жениха, и с любовию емлется за другия последнейшия вещи".
По поводу всего вышесказаннаго можно сказать со всяким страхом, благоговением и смирением, что молитва Иисусова, как выражение высшей любви, есть как бы сокращение всего закона, совокупность совершенства. Как и Сам Господь Иисус Христос есть краеугольный камень и основание, на котором всё оно держится - есть, можно сказать, его внутренняя сила и содержание. Как исповедует сие Святая Церковь в чине Божественной литургии: "исполнение закона и пророков Ты еси, Христе" (Служебник).
Ибо как Ветхое Писание, так и Новое предметом своим имеют одно: спасение рода человеческаго во Христе Иисусе.
Первое слово о Спасителе мира было произнесено ещё в Раю, тотчас по грехопадении наших прародителей, и оно названо святыми отцами первоевангелием; и от тех пор Он не переставал быть в человеческом роде, не только по своим Божественным свойствам: вездеприсутствию, вседержительству, управлению, промышлению и прочим качествам, но и по принятому Им на Себя делу домостроительства нашего спасения.
Все ветхозаветныя Богоявления, по разуму Святых Отцев, были явлениями Сына Божия. Он был Один из трёх Странников, Коих угощал Патриарх Авраам под дубом Мамврийским. В силу его заслуг, "яко Агнца заколеннаго от сложения мира" (Откр. 13:8) даваемы были откровения Патриархам. Он только мог умолить Отца Своего Небеснаго, чтобы Дух Святый снисшел на Пророков, как потом нисшел Он на Апостолов (Ин.14:16).
Вследствии чего и говорится о Пророках, что ими руководил Дух Христов (Пет. 1:10). Он был посредником между Богом и людьми, когда среди громов и молнии давался народу Еврейскому закон Божий на Синайской горе. О Христе писал Моисей (Ин.5:46), о Христовых страстях и о словах, яже по сих предвозвестили пророки (1 Пет. 1:11) и свидетельствуют все ветхозаветныя писания (Ин.5:39), и Он всегда был и есть основание нашего спасения, по слову Святого Апостола: основания иного никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос (1 Кор. 3:11) [Из Богословия Макария, митроп. Московскаго].
Но не может быть сказано ничего более сильнаго, убедительнаго, неопровержимаго в пользу моления именем Господа Иисуса Христа как то, что Сам он говорил о сем в навечерии смерти Своей, на тайной вечери, возлюбленным ученикам: "коих не ктому называет рабы, яко раб не весть, что творит Господь его, ихже именует друзьями, яко вся, еже слышах от Отца Своего, сказах им" (Ин.15:15). "Пребудете во Мне и Аз в вас: якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не пребудет на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребудете. Аз есмь лоза, вы же гроздии; иже пребудет во Мне и Аз в нем, той сотворит плод мног. Яко без Мене не можете творити ничесоже" (Ин.15:4-5).
Вот что может быть высокаго и ни с чем несравнимаго сказано не только в пользу, но и в неизбежную нужду и совершенную необходимость Иисусовой молитвы!...
И это есть ея небесное достоинство, Божественная слава, несравнимое величие и ничем незаменимость, единственно и исключительно только ей одной принадлежащия!... Все другия добродетели в сравнении с нею, как чада противу матери... в ней заключаются и от нея происходят, якоже ручьи от источника, как ветви на дереве от корня. Аз есмь лоза, вы же гроздии. И всё сие от того, что она есть ни что иное, как общение и единение наших душ с Господом Иисусом Христом, а чрез Него с Богом Отцем и святым Духом; без сего наше спасете не есть возможно, ибо вечная жизнь только и есть, что в Сыне Божием. И она же есть любовь Божия, хранение памяти Господа Иисуса и пребывание в Нем сердцем своим.
А что сие единение с Богом Отцем, и именно только чрез Иисуса Христа и есть наша конечная цель, для которой мы созданы и живём на Земле - это можно видеть из того, что Господь Иисус Христос, идя на крестную смерть за грехи всего мира, молил Отца Своего Небеснаго за всех верующих в Него: да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне и Аз в Тебе, да тии в Нас едино будут (Ин.17:21).
"И открывая самую тайну сего таинственнаго единения людей чрез Него с Богом, свидетельствовал: Аз во Отце Моем и вы во мне и Аз в вас (Ин.14:20). По сему-то и Святые Апостолы, как объясняют Богословы, учили, что Бог, призывающий нас чрез Христианство в новый союз с Собою, призывает "во общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего" (1 Кор. 1:9). Называли истинных Христиан облеченными во Христа (Гал.3:27), причастниками Христу (Евр.3:14), а слабых и падших убеждали облечься во Христа (Рим. 13:14), вообразить в себе Христа (Гал.4:19), присовокупляя, что мы "наследницы убо Богу, сонаследницы же Христу (Рим. 8:17), и что мы спосаждены уже на небесных во Христе Иисусе (Евр.2:6).
А потому Христианин, соединившийся с Господом Иисусом Христом чрез непрестанную память о Нём или же всегдашнюю молитву к Нему, есть сосуд благодати Божией и Храм Святаго Духа и обитель всей Святой Троицы, его ум - ум Христов (Кор. 2:16); в его сердце Христос (Евр.3:17), самый живот его сокровен есть со Христом в Бозе, (Евр.3:3), и он подлинно не ктому живет сам, но живет в нем Христос (Гал. 2:20).
Святые Отцы хорошо постигали неограниченную силу имени Иисус Христова, когда законоположили, что оно должно быть произносимо нами также часто и непрерывно, как идёт наше дыхание.
И только о имени сем они прославились и стали святыми.