ГЛАВА 12.

 

О ВТОРОЙ СТЕПЕНИ МОЛИТВЫ ИИСУСОВОЙ.

 

День провели в безмолвии, по обычаю своему. Когда-же наступил вечер и сели мы за трапезу подкрепить себя пищею, то снова просили старца, чтобы продолжил прерванную беседу о Иисусовой молитве. Старец же говорит: я очень радуюсь, видя ваше усердие и любовь к сладчайшему Иисусу. А ещё более радуюсь тому, что представляется мне случай и возможность передать Премудрость Божию и истину, сокрытую от сынов века сего, о чём почти мало знает в нынешния времена и монашеский чин людей. На второй степени молитва Иисусова называется умственною, или "умною" и, по действию своему, есть "душевная", потому что действуется с участием душевной силы разума или разсудка, называемаго во всех отеческих писаниях умом. Способ ея производства тот же: - она произносится устно, но только ум заключается или вмещается в словах молитвы. Это заключение ума в слова молитвы имеет, в духовном деле, весьма великое значение, потому что оно удерживает ум от парения. Известно, что ума никаким другим способом удержать нельзя, как только всемогущим именем Иисус Христовым.

Если и во всяком добром деле, то здесь во очию подвижник осязательно и ощутительно познаёт непобедимую силу всемогущаго имени Иисус Христова. Господь Иисус Христос есть Избавитель от греха всего рода человеческаго, и вот как во всём прочем, так и здесь видется Его всесильное избавление.

Без Него не можем творити ничесоже (Ин.15:5). Но произнося священные глаголы Иисусовой молитвы: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго", и заключая ум в Сии слова, недостаточно этим одним ограничиваться и довольствоваться. Это будет лишь только одно наше человеческое действие.

Конечно, хотя это нельзя выразить никаким словом - сколько полезно, радостно и спасительно, но невозможно ощутить силы имени Иисус Христова. Нужно, чтобы ум, погружаясь в имя Иисус Христово, зрел в нём Самого Христа. Но как зреть? Во всех писаниях святых отец строго-настрого запрещается составлят умом какой-нибудь образ или представление или очертание, форму и фигуру.

Св. Апостол говорит: хотя мы и разумели Христа телесно, но отныне к тому не разумеем (2 Кор. 5:16). А духовно существо Христа невообразимо, и нам отнюдь недоведомо. Как бы не вообразили - всецело и всеконечно погрешим; вместо истины будем держать ложное.

Итак, поэтому нужно, чтобы ум, держась в словах молитвы, был совершенно голым, чуждым всякаго образа и мысли; само имя Божие и содержащаяся в нём безконечная, благодатная сила произведёт свойственное ей действие. Она освятит ум (хотя только ещё ум), удержит его от парения, просветит его разумение - особенно в Божественном Писании, прогонит его естественную тьму и ослепление. Просто сказать - ум озарится Христовым светом. Как сказано в Евангелии про святых Апостолов: отверзе им ум разумети писания (Лк.24:45).

Эта вторая степень молитвы Иисусовой занимает в духовной жизни очень высокое место, потому что она уже завладела умом человека.

А ум, нам известно, не малое значение имеет вообще в нашей жизни. Наибольшая часть людей исключительно живёт умом, в особенности учёный класс. Хотя и направляют его по большей части не в ту сторону.

Эти две степени Иисусовой молитвы - словесная и умная,- как производимыя внешними силами души, повредить человека неправильным действием не могут, если только он не будет гордиться и презирать других. Гордость есть коренная причина всякой прелести, а смирение есть привлечение силы Божией. Если похвально, когда, человек пребывает в словесной Иисусовой молитве, то тем более, когда он возвысится и вступит в область души и займёт ея первенствующую силу - ум. Святой Апостол Павел говорит: "иные проповедуют Христа не чисто, а некоторые из корыстолюбия, но как бы ни проповедывали, я радуюсь, потому что так или иначе, а все-таки Христос проповедуется" (Фил. 1:18). Так и здесь - лишь бы только молитва была во имя Иисус Христово; Христос величается, сила Его прославляется и имя Его благовествуется.

Здесь ещё необходимо нужным видится добавить, что внимание при произнесении молитвы, то есть самое действие умной молитвы (произносимыя слова) нужно держать или пред собою, по слову Божественнаго Давида: "предзрех Господа предо мною, яко одесную мене есть" (Пс.15:8), или, что всего лучше, в груди, то есть грудной полости; а другой старец советует держать "в гортанном почувении" (ощущении), то есть в горле. Эти действия суть подготовка и приближение ко входу Иисусовой молитвы в сердце, что составляет цель всего молитвеннаго труда.

Назад           Далее