ОБЩЕЕ ЗАМЕЧАНИЕ О ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЕ, НЕОБХОДИМО НУЖНОЕ К СВЕДЕНИЮ РЕВНИТЕЛЯМ О ЕЯ ПРИОБРЕТЕНИИ.
Очень худо и не правильно (во вред себе) поступают те из подвижников, ревнующие о духовном,- кои в молитв Иисусовой ищут исключительно одних только духовных утшений, внутренних озарений, сердечных восхищений Богу; словом - высоких состояний.
Всё сие строго запрещено св. Отцами, как показующее в человек пагубное высокоумие, по которому он считает себя достойным сих высоких мер. Таковому будет полезнее вовсе не заниматься постоянною Иисусовою молитвою, а довольствоватся только общецерковною и своим келейным правилом.
Молитва Иисусова обязательно должна быть погружена в покаянныя чувства; каковое настроение должно быть не прекращаемым во всю нашу жизнь, согласно учению о сем предмете всех святых Отец. При упражнении молитвою, нужно иметь целию, чтоб сокрушением, слезами и умилением очистить сердце от грехов и земных пристрастий,- и сим уготовить себя для принятая Господа Иисуса в чистой, Небесной неразвлекаемой молитве, в которой и составляется наше с Ним примирение и духовное общение. И только здесь, именно в чистом сердце и глубоком искреннем смирении, с любовию ко ближним и могут состоятся и действовать высшия меры истинной сердечной молитвы, соединяющей нас с Богом, дающей нам вкусить в Нём вечный живот.
Вот теперь и смотрите,- как не похвально и предосудительно, и как вполне неуважительно к высочайшему предмету молитвы - поступают те ревнующие о сем, кои, не быв в горниле покаяния, и не перегоревши, так сказать, в чувствах тяжкой виновности своей пред Богом, и не омывши греховных скверн слезами искренняго сокрушения, стремятся безстудно туда, где только чистые сердцем зрят Бога. Божие, говорят Отцы, приходит само собою. Это - правда. Но только нужно, чтоб место для приятия Его было чисто.
Если святые Отцы иногда в своих писаниях и запрещают Иисусову молитву, то это тогда только, когда она исходит из неправильных побуждений, то есть когда ищут в ней одних только духовных восторгов; потому что так молящиеся приобретают гордое о себе мнение, и этим наносят унижение на молитву; чему отнюдь не молитва виновна, а их неправильное к ней отношение. Но молитву, производимую в покаянии, смирении, с целию примирения с Богом, умилостивления Его и потом соединения с Ним, везде выставляют, как необходимое нужное средство к вечному спасению. И это не только одним монахам, но и мирским, как сказано на 1-й странице сей нашей книги.