СТАРЧЕСКОЕ СЛОВО
К ЮНЫМ ПОДВИЖНИКАМ
"Аще узриши юнаго, своею волею восходяща
Святии Отцы, как видим в их Богодухновенных писаниях, всего более опасались и потому предостерегали от преждевременнаго стремления на безмолвную жизнь - в пустыне ли то будет или в монастыре. К чему всего более бывают расположены, не по разуму ревнующие о духовном преуспеянии, молодые монахи и послушники.
Но как мы в сей книге своей похвалили - вопреки похвальному обычаю св. Отец - пустыню, показавши ея духовную красоту, то находим нужным - в противовес сему - сказать для предостережения несколько слов.
Как не созревший плод, будучи преждевременно сорван с дерева, бывает негоден для употребления и пропадает вся его добротностт, сладостт и приятностт, необходимо ему принадлежащия, по качеству его природы, если б он, созревши, получил свою полноту; так погубляет инок или послушник доброту души своей, преждевременно выходящий в пустыню на высокое, безмолвное житие, в котором сокрыто, по Лествичнику, целое море, недоведомых таин.
Святии Отцы учат: прежде нежели человек не возобладает собою, никак нельзя ему пойти в пустыню на безмолвное житие.
Что же значит возобладать собою?... Это, по их святому разуму, состоит в том, чтобы достигнуть глубокаго смирения, которое приобретается искренним послушанием своему духовному отцу (руководителю), которому необходимо и должен подчинить себя всякий, приходящий в монашескую жизнь - в монастыре ли он будет жить или в пустынном безмолвии. Ибо, как для школьника совершенно необходим наставник, так равно и для новоначальнаго в монашестве.
И находясь в полном повиновении у старца, новопоступивший в монашество должен слушать его во всём, всецело отсекая пред ним свою волю, свое разумение; не верить, как говорится в монашеском мире, своему разуму; а всё делать по совету своего старца, отнюдь не преступая его приказаний.
Должен иметь к своему старцу чистое откровение, не утаивая от него ни одного помысла, а тем более - всего своего душевнаго состояния. Без благословения своего старца не должен делать или предпринимать положительно ничего. Без ропота терпеть всё скорбное.
Вообще же смирение приобретается глубоким самопознанием своей всецело растленной грехом природы.
Отсюда естественно должна происходить глубокая скорбь о грехах своих, выражающая себя во всегдаш-нем покаянном настроении души, изливаемая в сердечных слезах умиления, кои, по учению святых Отец, имеют свойство пожинать грехи, как огонь солому. Простираясь далее, нужно, по чувству недоверия к себе, утверждать в себе постоянное самоосуждение, самоукорение, стараясь о том, чтоб увидеть себя худшим всей твари; всех людей почитая лучшими себя, а себя худшим всех.
Это познание дороже и выше всякаго другого; - потому что оно поставляет нас на правильный путь в отношении к Богу и делает невозбранным к нам шествие силы Божией.
Но и при всём этом, смирение даётся нам только Божиею силою и милосердием, сами собою мы не можем приобрести его никаками способами и средствами. Вся причина нашего непреуспеяния в добродетели, застоя и неподвижности в духовном делании состоит именно в том, что нет в нас благотворнаго сознания своей нищеты, и нет призывания Божией помощи. "Не имате,- говорит Апостол,- зане не просите" (Иак. 4:2). А не просем потому, что по своей гордости не хотим чувствовать нужды в Божией помощи. Ибо возможно ли подумать, чтобы всещедрый Господь Бог, хотящий нам спасения более, нежели мы сами себе, отказал нам в помощи, когда мы просим ея, искренно сознавши свою духовную нищету, безсилие и неможение. Вот в этом-то и состоит наше правильное внутреннее устроение: познать своё нравственное безсилие и неизбежную нужду в Божией помощи. Но если бы, при несознании сего, была нам оказываема Небесная помощь, то явно сие бы не послужило нам на пользу, потому что не сознавая нужды в Божией помощи, мы бы себе приписывали успехи в добре. А тут была бы явная неправда, в которой Бог быть не может, как Бог правды и истины.
Для того, чтобы с пользою жить в пустыне, нужно обучатся мысленной брани, которая превосходно объясняется в книг св. Пресвитера Исихия. За разъяснением ея туда и отсылаем желающих узнать - в чём она состоит.
В особенности без благословения своего старца, отнюдь никто не должен выходит в пустыню на безмолвную жизнь.
Старцу должна быть известна вся жизнь идущаго в пустыню; но и здесь, на первых порах, сей последний должен подчинить себя старцу. Всего этого требуют коренные законы монашескаго жития, выработанные ты-сящалетними опытами святых подвижников - подражателей Христовых.
Но к великому прискорбию, и нужно сказать откровенно как и замечено давно, что ныне старцев, истинно понимающих духовную жизнь, найти трудно, ради оскудения их, то нужно, по учению Нила Сорскаго и старца Паисия Величковскаго, руководствоваться писанием святых Отец, препровождая царский путь, который, по Лествичнику, состоит в том, чтобы соединиться во едино - двум или трём человекам, и соединённым усилием разсматривать спасительный путь, указанный св. Отцами. И это для живущих в пустыне, а в монастыре - свой устав.
Очень печальное явление мы видим в опыте, находясь в среде современнаго пустынножительства. И припоминается нам случай, описанный в отечнике.
Пришёл в монастырь молодой послушник, и, запершись в келии, говорит: "уже отшельствую". Богомудрые же Отцы тоя обители, изведши его из келии его, заставили его входить в келию каждаго отца и говорить: "простите меня, отцы; я не отшельник, а послушник"!...
В духовном деле, не соделавши предшествующаго, нельзя переходить к последующему. Скачки здесь невозможны; всё равно, как и в телесном возрастании, всё идёт постепенно.
Кроме сего нужно иметь в виду, что живущаго в пустыне встречают скорби особеннаго рода - чрезвычайныя, ужасныя и частовременныя, кои и передать в точности нет возможности. Не говоря о лишениях телесных, кои переносить трудно, враг мучит тем убийственным унынием, о коем не живущие в монастыре и понятия не имеют. И правду говорит св. Лествичник, что здесь могут жить только те из монахов, кои имеют Божественное утешение, коим они удобно и отражают все разженныя стрелы сопротивнаго. И ещё он же говорит: "да не прельстит нас неразумное и предерзкое усердие; и да не взыщем желаемаго прежде своего времени, чтоб не лишится нам того, что можно будет получить в свою пору".
Ту же истину он поясняет другим примером. "Не безбедно воину, не искусному в единоборстве, отделиться от своего ополчения и вступить в единоборство со врагом; не безбедно и иноку начать безмолвие, не искусив себя и не обучив себя в обуздании страстей долгим обучением, тот гибнет телесно,- сей душевно. Ибо путь истиннаго безмолвия есть путь мудрых и тех только, которые в трудном своём подвиге стяжали Божественное утешение и бранную помощь".
Великий Варсонофий, когда один из братии прочитал ему в Патерик, что истинно желающий спастися должен прежде пожить в братстве, перенести, по примеру Господа, досаждения, поношения и безчестие, и прочее и потом уже идти на совершенное безмолвие, которое есть возшествие на крест, то есть умерщвление себя всему земному и мирскому,- ответил на это: "верно сказали отцы, иначе и быть не может". А другому сказал: "прежде, нежели человек не войдёт в себя самого и не возобладает собою,- безмолвие пораждает высокоумие; а обладает собою тот, кто совершен в смирении". А ещё сказал: "если дерзнёшь ступить за свою меру или черту - знай, что потеряешь и то, что имел. Но держись средины и внимай воле Божией. Ибо кто захочет обезпечалится и прежде времени сложить с себя всякую заботу внешнюю и дела,- тому общий враг подготовит гораздо боле смущения, чем покоя, и доведёт его до того, что вынужден будет сказать: "лучше бы мне не родится".