ТВОРЕНИЯ
ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦА НАШЕГО
ТИХОНА ЗАДОНСКАГО
ТОМ ПЕРВЫЙ.
1760-1768.
К предыдущей странице   Оглавление   К следующей странице
ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ К ВОРОНЕЖСКОМУ ДУХОВЕНСТВУ.
БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ, СМИРЕННЫЙ ТИХОН, ЕПИСКОП ВОРОНЕЖСКИЙ И ЕЛЕЦКИЙ АРХИМАНДРИТАМ, ИГУМЕНАМ, ИЕРОМОНАХАМ, ПРОТОПОПАМ, СВЯЩЕННИКАМ И ПРОЧЕМУ ВОРОНЕЖСКИЯ ЕПАРХИИ ДУХОВЕНСТВУ, БРАТИИ О ХРИСТЕ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ О ГОСПОДЕ БОЗЕ РАДОВАТИСЯ.
I. Ведая, както пиянство в нынешнее наипаче время в людех усилилось того ради предостерегая тех, которые в том еще не искусились, а искусившихся в ней и находящихся от той отвращая страсти, следующее любви вашей предлагаю. - Сами вы знаете, что пиянственная страсть не токмо тело, но и душу погубляет. Погубляет тело, понеже, ничто так, как пиянство, не отнимает здравия. Погубляет душу, ибо когда более бывают ссоры, вражды, драки, кличи, сквернословия, скверные помыслы, безчиния, и прочии сим подобныи соблазны, как не в пиянстве? Потому и Златоуст святый негде точно говорит, что "никто так не бывает диаволу любезный, как в пиянстве пребывающий". А для чего? понеже никто так воли его не исполняет, как пияница. От пиянства соблазн; но горе, по Христову словеси, человеку тому, имже соблазн приходит! [1]. Вы же, поставленнии на свещнице светильницы, на которых вси взирают и пример приемлют, вы, свет миру, вы, соль земли, по словеси Христову, как будете служить, священнодействовать утро, когда вчера ваши порученные видели вас пияных, ссорящихся, безчинствующих? Не подумает ли всяк, кто видел иерея пиянаго, безчинствующаго, не подумает ли в себе, глаголя так: вот какой поп! вчера то делал, а сегодня служит: какой се богомолец, предстатель, и прочая?!. Он тебе осуждает, а ты осуждению его виновен, и так обоим грех. Ему грех, что осуждает тебе; тебе грех, что ты подал ему причину осуждения. Чего для пастырски советую, братски увещаваю: всячески берегитесь об пиянства, да удобее возможете избежать греха, и не подать претыкания ближнему.
II. Не токмо слово скверное, но и гнилое, апостольски говорю, да не исходит из уст ваших [2]. Всякое же слово праздное, неполезное, не к созиданию сказанное, есть слово гнилое, за которое, по словеси Христову, надобно будет воздать ответ в день судный. Всякая горесть, как таможде Апостол научает, и гнев, и ярость, и кличь, и хула, да возмется от вас со всякою злобою [3].
III. Имейте между собою мир, любовь, братолюбие, со всяким смиренномудрием и кротостию, долготерпением, терпяще друг друга любовию, тщащеся блюсти единение духа, в союзе мира. Бывайте же друг другу благи, милосерди, прощающе друг другу якоже и Бог во Христе простил есть вам [4]. Ежели всем христианам апостол святый повелевает прощать друг другу согрешения, кольми паче иереем, с которых пример вси брать должны всякия добродетели. Бог грешником нам простил во Христе Иисусе, как выше от апостола сказано: не должны ли мы паче, грешники, подобным себе грешникам прощать? Ближний твой оскорбил тебе чим сегодня, а ты может быть вчера, и так друг другу согрешаем. А понеже друг другу согрешаем, то должны взаимно друг друга и прощать. Сие назнаменуя, и апостол глаголет: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов [5]. Аще же кто враждует и злобствует на ближняго, таковому не должно и к священнослужению приступать, понеже весьма согрешит. Како бо получит оставление грехов от милосердаго Отца небеснаго, Которому не токмо на всяк день, но и на всяк час и на всякую минуту много вси согрешаем? С каким упованием Отцу небесному будет молитися: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, а сам на ближняго ярится, хотя и память его истребить? Когда молимся так в Господней молитве: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, - не уговор ли с Богом полагаем так: такоде Ты, Отче небесный, остави нам грехи наша, как мы ближним своим оставляем? Следственно, что хотя и молимся Богу об оставлении согрешений наших, а брату нашему не оставляем обиды, то и от Бога не получим оставления. Должно убо прежде отпущать ближнему согрешения, и отпущать от сердца, тоесть, не токмо словом, но и делом самым, сиречь, обиду забвению предать. И тако оставивши брату согрешения, и к щедрому Богу с дерзновением и упованием должно приступать, и просить отпущения грехов. Сия помышляйте, братие, о сих пецытеся.
IV. К сим помните и тое, что вас стражей Христос Господь Бог поставил дому Своего, тоесть, церкве святыя. Должно убо вам, как верным слугам Христовым, стрещи дом тот святый делом , словом и помышлением. Делом - показывая пример честнаго и Христоподражательнаго жития людем, вам от Христа Спасителя нашего порученным, да тако, видяще добрая ваша дела, прославят Отца вашего. Иже есть на небесех [6]. Словом - стрещи подобает, наставляя и поучая к хранению закона Божия. Помышлением - всегда и думать о душевной словесных овец пользе. Аще же кто о сих вознерадит, и нерадением своим погубит порученныя души, за которых пречистую Свою кровь Христос излиял, то пусть заподлинно знает, что погибели их от него взыщет Господь в день страшнаго суда.
V. Есть худый обычай и душевредный - праздновать в пиянстве и непотребных играх праздники святые, яже церковь святая уставила во славу и честь Божию, а иные в память святых Божиих угодников. Языческий обычай есть в пиянстве, в козлогласованиях, безчинных играх скверныя своя отправлять праздники; язычников, глаголю, обычай есть, которые не знают истиннаго Бога, но почитают тварь вместо Творца и безчинныя страсти обоготворили: а христианам сия не суть прилична, паче же противна. Вы же празднуйте учрежденные от церкви святой праздники не в пиянстве и безчинии, но соблагоговением и размышлением о превеликих Божиих, во дни тыя нам содеявшихся, благодеяниях. Тако празднующе, и порученных людей Божиих наставляйте. Я, когда предлагаю вам не в пиянстве праздновать дни святые, не то разумею, чтобы всячески воздерживаться от пития. Можно во славу Божию испить вина или чего другаго, для того, чтобы в такие дни при душевном веселии было и телесное утешение; чтобы человек и духом и телом радовался, и, радуяся сердцем, и устнами Богу - благодетелю благодарил. И для того я зде не употребление вина, но излишнее употребление, тоесть, пиянство отвергаю, от котораго бывают всякия безчиния; не пить запрещаю, но упиваться, хотя и всегда, а паче в праздники. Особливо зде о седмице сырной говорю вам, чтобы не так ю провождать, как провождается. Седмица сырная есть преддверие великаго поста, как и церковь святая называет. И потому должно нам жить воздержнее в тую седмицу, нежели прежде жили, и приготовляться к подвигам поста великаго. Для того и церковь святая мирянам запретила ядение мяса, дабы по малу к посту привыкали. Да и неделя предшедшая для того называется мясопустная, как следующая сыропустная. Но, беда наша! Когда бывает более пиянства и прочиих скверных дел, как в тые дни? Прошу и молю любовь вашу душепагубный тот обычай отложить, и не смотреть на тое, что было; но тое разсуждать, что должно делать, и что церковь святая, мати наша, нам приказывает, - да и людей Божиих, вам дорученных, молить в всячески о том же увещавать. Надобно когдато ответ о всем Богу отдать.
VI. К священнослужению приуготовляющеся, всячески: тщитеся благоговеинство и умиление иметь, которое наипаче бывает от размышления спасительнаго о роде человеческом Христа Спасителя нашего смотрения. Разсуждайте, како Сын Божий, Господь всех, во образ рабий облечеся; како Безначальный во утробе Пречистыя Девы зачася; како предвечный Бог Младенец бысть; како имеяй престол небо и седяй на херувимех, во яслех убогих положися; како Владыка всея твари обнища; како даяй пищу всякой плоти алкал, жаждал; како утешаяй плачущия и отемляй всякую слезу от очес плакал; како невидимый на земли явился, и с человеки волею пожил; како еще Младенец от Ирода гоним и иском был на убиение; како от града во град, от веси в весь бегал; како по закону обрезание претерпел; како не Имый скверны и порока от раба крестился; како искущаемым Помогаяй искушаем был от диавола; како изыде на проповедь царствия Божия; како прохождаше грады и веси, проповедуя Евангелие, пронося благую весть, отпущение грехов; како от непокориваго и завистливаго духа хулы и безчестия претерпел; како самарянином, лестцем, хульником, неистовым и бесноватым наречен бысть; како наконец страшныя и нестерпимыя страсти терпел; како, моляся ко Отцу небесному, бысть в подвиве, и пот Его, яко капля крове каплюща иа землю; како за так малую цену, за тридесять сребрянников, от Своего ученика нечестивым продан и предан бысть; како пред архиереями Анною и Каиафою ругаем, оплеваем, заущаем, бием, и, Судия всех, судим был; како связан, аки пленник, по улицам водим был, и в различныя одеяния в поругание одеян был; како терновым венцем увенчан, и яко царь, ругательне приветствуем был: радуйся царю Иудейский! [7] Како от Вараввы разбойника худейшим и подлейшим вменен бысть; како, в толиких мучениях и озлоблениях изнемогши, ношаше крест Свой; како на кресте, яко злодей, пригвожден бысть; како, посреде разбойников повешен,от мимоходящих поругаем был: разоряяй церковь, и треми деньми созидаяй! спасися сам: аще Сын еси Божий, сниди со креста [8]; како жаждая, тесто воды, оцтом с желчию напоен был; како наконец в страдании сем душу Свою пресвятую предаде, Котораго смерти вся тварь сострадала, солнце померче и не даде света своего, земля потрясеся, камение распадеся, завеса церковная раздрася, гроби отверзощася. Вся же сия милосердый и человеколюбивый Господь нас ради и нашего ради спасения изволил по безмерной Своей любви претерпеть, - Тако размышляюще, к Божественной приготовляйтеся литургии; ибо в святая литургия образует спасительное Его смотрение, о чем и предлагаю.
VII. Когда в церковь входите на Божественную литургию, приведите себе на ум, како Христос нас ради в мир прииде, и Бог человек бысть. - Когда со святым Евангелием на литургии из олтаря в обыкновенное время выходите, где и свеща наперед несется, помышляйте, како Христос на спасительную по крещении изыде проповедь, Котораго учение спасительное, как свет, всех нас во тьме неведения седящих просвещает. - Когда второе исходите из олтаря на Херувимской песни с преддожением, приведите на ум, како Он на вольную и спасительную предал Себе страсть. - А когда по окончании обыкновеннаго поминовения обращаетеся в олтарь царскими дверьми, и полагаете на святой трапезе сосуды священные с предложением, и покрываете воздухом Святая, - помышляйте, како со креста снят бысть и во гробе положен и плащаницею чистою покрыт, - чего для и читаются в тое время стихи: благообразный Иосиф, и прочая; во гробе плотски, и прочая; дно живоносец, яко рая краснейшии, и прочая. - Во время чтения: верую во единаго Бога, и прочая, когда воздвизаете воздух святый, воспомяните, како из мертвых воскрес, и стрегущии страхом сотрясошася. - Когда возглашаете: приимите, ядите, сие есть тело Мое, и проч., - и паки: пийте от нея всй, сия есть кровь Моя, и прочая, - воспомяните тайную оную вечерю, на которой тело и кровь Свою пресвятую божественным Своим учеником и апостолом, а по них и нам грешным и недостойным в снедь предаде, и повелел сие творить в вечное толикаго Его благодеяния воспоминание. - Егда же имеете хлеб святый и чашу святую благословлять, всячески тщитеся сердечныя очи к милосердому Отцу небесному возводить, и со всяким благоговением и умилением молитися; и тако благословляйте с несомненною надеждою, верующе, что хлеб в честное тело Христово, а еже в чаши - в честную кровь Христову претворяется Духом Святым. - Егда же, отверзтым дверем святаго олтаря, вознося святый потир, показуете его людем, глаголя: со страхом Божиим и верою приступите, - думайте, како по воскресении Христос явился божественным апостолом и прочей брати. К томуж и тое знайте, что сими словами: со страхом Божиим и верою приступите, призываете верных к сообщению сих святых Таин. А когда видите, что нет никого приступающаго, поболите сердцем, что Христос всех к Себе призывает и пречистую Свою плоть и пресвятую кровь дает в снедь, да никто к такому Милостивцу на вечерю не приходит. - Когда второе возносите святый потир и, показуя его людем, глаголя: всегда, ныне и присно и во веки веков, - помышляйте, како и паки являлся Христос учеником и прочей братии, и со славою на небеса вознеслся, зрящим им, и седе одесную Бога Отца, и паки приидет судити живых и мертвых. - И тако всю тайну смотрения Спасителя нашего Божественная литургия образует.
VIII. Молитвы, на Божественной литургии чтомыя, читайте со всяким вниманием и усердием, и отправляюще службу, наипаче святую литургию, весь ум соберите, и собравше к Богу возводите, яко к Богу предстатели о людех Его; а земная и житейская вся оставляйте, и ни о чем земном не помышляйте, стоя пред Богом. Богу бо предстоите, служаще Ему и о своих гресех и о людских Его умилостивляюще.
IX. Новый 3авет, сиречь, Евангелие и Послания святых Апостол со всяким прилежанием и вниманием читайте, и читаючи молитеся Ходатаю Новаго Завета, Иисусу Христу Господу нашему, да просветит очи ваша душевныя Духом Своим Святым, чтобы вам разумети силу его. Читаючи сию богодухновенную книгу, и сами себе можете укреплять к благочестию, и порученные вам люди. А ежели оставите чтение сие, то знайте, что слепии вожди слепцов будете, а слепец аще водит слепца, по словеси Христову, оба в яму (сиречь в погибель вечную) впадут [9], - от чего милосердый Господь да сохранит вас. Бог Сам приказывает прилежно читать священное Писание: да не отступит книга закона сего от уст твоих, и да поучаешися в ней день и нощь, да уразумеши творити вся писанная: тогда благоуспееши и исправиши пути моя (сиречь житие твое), и тогда уразумееши [10]. Всяко писание Богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию, еже в правде; да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован [11]. Могл бы я и более зде привести свидетельств о чтении священнаго Писания, но сии два приведенныя места к показанию истины довлеют. Да на то и дал нам Бог по Своей благости Писание, чтобы нам его читать и, читаючи, исполнять в нем написанная. Писание бо священное есть некакое послание от Бога к человеку, в котором волю Свою святую открывает нам, и как нам жить, наставляет нас. Разсудитеж, с какою охотою и вниманием Божие к нам послание читать надлежит. Ежели бы царь земный, монарх наш, написал к тебе письмо: не с великою ли бы радостию читал ты тое письмо? Ей, с великим веселием и вниманием! Царь небесный к тебе, земному и тленному человеку, послал письмо, (священное писание): почто убо оставляешь такий дар, сокровище тое неоцененное? Когда читаешь Евангелие, Христос Бог с тобою говорит. Когда читаючи молишися к Нему, то ты с Ним говоришь. Ах, разглагольствие сладкое! Ах, любезная и всеприятная беседа! Бог с человеком, Царь небесный с перстию тленною, Господь с рабом разглагольствует! Что сего приятнее, и что полезнее? Видите, какая польза от чтения Писания священнаго. Ежели вы его оставите, сами вы увидите, что будет вам. - Се рех вам: Бог между мною и вами есть посредственник.
X. Когда исповедуете кающагося, со всяким разсуждением и опасением исповедуйте. Когда грешник кающийся исповест грехи своя, должно его спрашивать, все ли грехи сказал, которые помнит, и пусть бы разсмотрел совесть свою, и житие свое во ум привел и разсмотрел, нет ли еще чего, в чем он пред Богом виновен. Потом должно его увещавать, чтобы престал от тех грехов и от других береглся, представляя, что Бог грехов весьма ненавидит. И ежели кто его чим обидел, простил бы от сердца, понеже и Бог тому прощает грехи, кто сам прощает ближним своим. Так Христос научает: аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный [12]. А притом ему напоминать, чтобы крепко жалел и сокрушался сердцем, что Бога Творца своего прогневал; понеже устное исповедание без сокрушения сердечнаго не пользует; кающемуся же с жалением и сокрушением сердечным, милосердие Божие представлять, которым Бог всех грешников кающихся объемлет, и прощает грехи, как о том Христос в Евангелии Своем довольно изобразил. Читайте сами, и тамо все найдете, и тако себе и других можете спасти. - А когда кто заболит, и вы познаете о том, не ожидайте, чтобы вас звали; сами без позыву идите, и утешайте больнаго. И когда к смерти приближающагося исповедуете, всячески увещавайте, что Бог его не оставит и простит его грехи для единой Своей благости, только бы о грехах содеянных жалел. Тут вы ему представляйте, что Христос разбойника кающагося близ смерти простил и в рай принял, и что Бог не хощет крайне человеческой погибели. А притом и тое ему напоминать, что Матерь Божия, крепкая рода христианскаго Заступница и прочии святии о нас всех молятся к Богу милосердому, и молитвами своими защищают нас. Да и церковь святая о тебе молиться будет, и я, недостойный иерей с братиею - священниками, сотворю о тебе молитву. Тако болящаго утешая, обнадеживайте его Божиим благоутробием; да и то ему представляйте, что для того и Христос в мир пришел и кровь Свою излиял, чтобы грешников спасти.
Сия вкратце написав вам, словом апостольским заключаю: засвидетельствую пред Богом и Господем Иисус Христом, и избранными Его ангелы: да сия сохраните без лицемерия, ничесо же творя по уклонению [13]. И паки: образ будите верным, словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою. Внимай себе и учению и пребывай в них, сия бо творя и сам спасешися, и послушающии тебе [14].
Господь Бог да помилует вас, и оградит страхом Своим Божественным, и вразумит сердца ваша творити волю Его святую и достойно званию жительствовати. Молитеся же и о моем недостоинстве, да милосердый Господь помилует мя и наставит, како подобает мне в дому Божии жити, яже есть церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога Отца, и причастие Святаго духа буди со всеми вами!
Аминь.
[1] Матф. 18, 7.
[2] Еф. 4, 29.
[3] Еф. 4, 31.
[4] Еф. 4, 2, 3 и 32.
[5] Гал. 6, 2.
[6] Матф. 5,16.
[7] Матф. 27, 29.
[8] Матф. 40.
[9] Матф. 15, 14.
[10] Иис. Нав. 1, 8.
[11] 2 Тим. 16 и 17.
[12] Матф. 6, 14.
[13] 1 Тим. 5, 21.
[14] 1 Тим. 4, 12 и 16.
К предыдущей странице   Оглавление   К следующей странице