Составил пустынножитель Кавказских гор
схимонах ИЛАРИОН
На горах Кавказа
Беседа
двух старцев пустынников
о внутреннем единении
с Господом наших сердец
чрез
молитву Иисус Христову,
или
ДУХОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СОВРЕМЕННЫХ ПУСТЫННИКОВ
РОССИЯ ПОГИБНЕТ, ЕСЛИ ПЕРЕСТАНЕТ
ПОЧИТАТЬ ИМЯ БОЖИЕ
(Предупреждение
Афонских подвижников
в начале XX века)
СОСТАВИСЯ КНИГА СИЯ
ВО СЛАВУ ИМЕНИ ВЕЛИКАГО БОГА И СПАСА
НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА,
ИЖЕ ВСЕМ ЧЕЛОВЕКАМ ХОЩЕТ СПАСТИСЯ
И В РАЗУМ ИСТИННЫЙ ПРИИТИ
(1 ТИМ. 2:4).
ЕДИН ЕСТЬ ХОДАТАЙ ПРЕД БОГА ЗА ЧЕЛОВЕКИ -
- ЧЕЛОВЕК ХРИСТОС ИИСУС
(1 ТИМ. 2:5).
Яко Той есть нареченный от Бога
Судия живым и мертвым.
О Сем вси пророцы свидетельствуют,
отпущение грехов прияти именем Его
всякому верующему в Он
(Деян.10:42-43).
БУДЕТ ИМЯ ЕГО БЛАГОСЛОВЕННО ВО ВЕКИ,
ПРЕЖДЕ СОЛНЦА ПРЕБЫВАЕТ ИМЯ ЕГО
(ПС.71:17).
ВСЯК, ИЖЕ АЩЕ ПРИЗОВЕТ ИМЯ ГОСПОДНЕ, СПАСЕН БУДЕТ
(ДЕЯН.2:21).
ЯКО ПРЕВОЗНЕСЕСЯ ИМЯ ТОГО ЕДИНАГО
(ПС.148:13).
НЕСТЬ ИНАГО ИМЕНЕ ПОД НЕБЕСЕМ, ДАННАГО
В ЧЕЛОВЕЦЕХ, О НЕМЖЕ ПОДОБАЕТ СПАСТИСЯ НАМ
(ДЕЯН.
4:12).ДА ИСПОВЕДЯТСЯ ИМЕНИ ТВОЕМУ ВЕЛИКОМУ,
ЯКО СТРАШНО И СВЯТО ЕСТЬ
(ПС. 98:3).
ОТ ВОСТОК СОЛНЦА ДО ЗАПАД
ХВАЛЬНО ИМЯ ГОСПОДНЕ
(ПС. 112:3).
ЯКО ВОЗВЕЛИЧИЛ ЕСИ ИМЯ СВЯТОЕ ТВОЕ
(ПС. И32:2).
ХРИСТИАНИН ЕСТЬ ТОТ, КТО НОСИТ В СЕРДЦЕ
СВОЕМ ХРИСТА
(ЛЕОНИИЙ, СВЯЩЕННОИНОК ОБИТЕЛИ
САВВЫ ОСВЯЩЕННАГО).
ДУХОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ
ИЛИ ЖЕ
ВНУТРЕННЕЕ ЛЮБОМУДРИЕ.
... И что много глаголать? Молитва есть Бог, действуяй вся и во всем...
(святый Григорий Синаит).
Непрестанно пребудь в имени Господа Иисуса, да поглотит Господь сердце, а сердце-Господа: и будут два едино.
(святый Иоанн Златоустый).
Глагол сей - имя Иисус - мужи, достигшие живаго Богообщения, объемлют и лобызают, как и всю полную молитву, будучи исполняемы неизреченныя радости, превыше всякаго слова и разума. Но почему так?! Ради сочетания своего сердца с Самим Господом Иисусом Христом.
(святый Каллист и Игнатий Ксанфопула).
Возстанем и услышим, что сия священная царица добродетелей высоким гласом к нам взывает: приидите ко Мне, вся труждаюшиеся и обремененные, и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе и научистеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф.11:28).
(Святый Иоанн Лествичник).
Оглавление
Старческое слово к юным подвижникам.
Общее замечание о Иисусовой молитве.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Беседа двух старцев-пустынников о том, как чрез молитву Иисус Христову и прочия добродетели, соединить свою душу ипостасному Слову Божию, то есть Сыну Божию, и чрез это быть причастным вечнаго живота ещё в сей временной жизни.
ГЛАВА 1
Восход пустынножителя на горы и поэтическое описание горной красоты, открывшейся его взору.
ГЛАВА 2
Замечательная встреча со старцем пустынножителем, и начало беседы с ним о духовном деле.
ГЛАВА 3
Разъяснение о том, что в имени Божием присутствует Сам Бог.
ГЛАВА 4
ГЛАВА 5
Объяснение того, в чём состоит действенность или же ощутимость для нашего сердца Иисусовой молитвы.
ГЛАВА 6
ГЛАВА 7
ГЛАВА 8
О зверях, птицах и видах Кавказской природы
.ГЛАВА 9
ГЛАВА 10
Вечная жизнь в Сыне Божием и разъяснение о том, что требуется для того, чтобы быть ея участником.
ГЛАВА 11
Подробное разъяснение о первой степени Иисусовой молитвы.
ГЛАВА 12
О второй степени молитвы Иисусовой.
ГЛАВА 13
О третьей степени Иисусовой молитвы.
ГЛАВА 14
ГЛАВА 15
ГЛАВА 16
ГЛАВА 17
Неодобрительный взгляд современности на Иисусову молитву. Причины сему.
ГЛАВА 18
ГЛАВА 19
ГЛАВА 20
ГЛАВА 21
ГЛАВА 22
ГЛАВА 23
О достоинстве человека и ещё о духе нашем.
ГЛАВА 24
О чувстве Божия бытия, вложенном в душу человеческую.
ГЛАВА 25
ГЛАВА 26
ГЛАВА 27
ГЛАВА 28
ГЛАВА 29
Мои впечатления и чувства при зрении на Небо в тёмную ночь среди Кавказских хребтов.
ГЛАВА 30
Изображение воздушных явлений.
ГЛАВА 31
Вид гор осенью в пустынных дебрях Кавказа со слов пустынника.
ГЛАВА 32
Вид тех же гор в зимнее время.
ГЛАВА 33
Другия мои путешествия по горам Кавказа и разные случаи и приключения во время их со мною бывшие.
ГЛАВА 34
ГЛАВА 35
Мои чувства по лишении пустыни.
ГЛАВА 36
ГЛАВА 37
Предостережение от ранней пустыни. Что нужно для правильнаго в неё поступления.
ГЛАВА 38
О сравнительном значении жизни монастырской (общежительной) и пустынной.
ГЛАВА 39
О вере в Бога, приобретаемой пустынником в опытах его жизни.
ГЛАВА 40
О применении веры к деятельности пустынника. О любви. О Христианской надежде.
ГЛАВА 41
О помыслах,- как их удерживать.
ГЛАВА 42
ГЛАВА 43
Прощание старца с горами, по причине его состарения и крайняго изнеможения своих телесных сил.
ГЛАВА 44
Наше последнее посещение старца и его блаженная кончина.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Здесь находится краткое описание некоторых частей из земной жизни Христа Спасителя и Его Божественнаго учения. Притчи Господни, о Его последних днях и о страдании. Потом приложены 21 статья под заглавием: "В кратких картинах изображение Христовых страстей".
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Духовныя письма пустыннаго Старца к разным лицам, имеющия своим содержанием то же разъяснение Иисусовой молитвы. Потом приложено слово, иже во Святых Отца нашего Иоанна Карпафийскаго о достоинстве монашеской жизни.
Заключение
Ответ на рецензию книги "На горах Кавказа", в котором доказывается Божественность Имени Иисус Христова.
Послесловие от редакции.
Краткий очерк о жизни старца Илариона и об истории имяславия в России.
Книга сия имеет всем своим содержанием добрую цель, как сказано и в ея Предисловии: напомнить современному монашеству, а вместе и всем Православным Христианам забытое ими древлеотеческое учение о Иисусовой молитве, составившее в те блаженныя времена, как известно из дошедших до нас писаний из того времени,- славу, красоту и цвет Христианской жизни. И как Солнце она озаряла своим невечерним, блистающим светом те первобытныя времена Христианскаго мира...
Ныне же не то, но окружили нас печальные времена. И нужно сказать с уверенностью, что пока монашество не положит в основание своего духовнаго подвижничества Богоноснаго и священнолепнаго занятия Иисусовою молитвою, до тех пор не увидит пределов духовнаго совершенства и внутренней самостоятельности и блаженнаго состояния.